Все удачи и неудачи этого и нескольких предыдущих сезонов связаны со взлетами и падениями традиционного репертуарного театра. Мы теряем антрепризу как явление, на которое в начале 90-х возлагались самые разнообразные надежды. Антрепризы, конечно, остались на театральной карте Москвы и могут существовать вполне сносно. Другое дело, качество существования – большей частью бедненькое, незаметное, по стеночке, по стеночке... Придешь на иной антрепризный спектакль и видишь публику какую-то странную, сугубо нетеатральную, сделанную на одной фабрике. Принесли на службу пачки билетов, думать над выбором спектакля не надо, и от коллектива не отрываешься... Но целевые показы еще хуже полупустых залов.
Никакого противостояния «антреприза – репертуарный театр» уже нет. Лучшие антрепренеры столицы стараются играть по правилам репертуарного театра: стабилизируют свои труппы и работают на одной, привычной им площадке. И уже все театры исповедуют принцип приглашенных звезд.
Этой весной антреприза Леонида Робермана «Арт-партнер XXI» припала к ногам Марка Вайля из ташкентского «Ильхома», мастера игры и стиля. Получился умный и крепкий, совсем не антрепризный спектакль по мольеровскому мифу о Дон Жуане. Циничная, прагматичная и безбожная философия льется из уст телезвезды Владимира Вдовиченкова весьма убедительно: страсть умирает с чувством победы, и любовь Дон Жуана постоянно нуждается в смене объекта.
Суетливого Сганареля играет Григорий Сиятвинда, умело использующий весь арсенал средств, приобретенных им в «Сатириконе». Здесь же в нескольких ролях Владимир Панков, бегающий по сцене юрким дьяволенком, ошпаренным арлекином. Мысль Мольера рельефно высится над суетой жизни Дон Жуана: где крепко неверие, там добродетель тонет в отвратительно слабых проповедях бездарного Сганареля. А идея спектакля проста: важно быть хоть в чем-нибудь сильным.
А в области театра сильным будет тот, кто инициативен и деятелен. Эпоху антрепренеров сменяет эпоха продюсеров, ищущих средства под конкретные проекты и имена: так млекопитающие вытеснили динозавров, а коммерсанты – перестроечных кооператоров.