Театральную Москву ждет встреча с тремя спектаклями ее любимца Деклана Доннеллана – британского режиссера, ставшего в России своим. Деклан никогда не признавался в особой любви к России. У него нет русских родственников и корней, он не знает языка и не имеет сильных предпочтений в русской культуре.

Непонятно вообще, что его здесь держит, заставляя на месяцы покидать благополучный Лондон и ставить в России спектакль за спектаклем. Основатель театра «Cheek by Jowl» («Щечка к скуле» – прямая цитата из «Сна в летнюю ночь») Доннеллан любит только одно – соотечественника Уильяма Шекспира. Чем и прославился, как блестящий интерпретатор и тонкий знаток прихотливого шекспировского духа. Британское изящество и варварский натиск, густая сексуальность и модерновая андрогинность – вот средства, с помощью которых Доннеллан вскрывает легенду по имени Шекспир.

С Шекспиром Деклан сотворяет то, что давно нужно сделать с пьесами нашего репертуарного гения Островского, – максимально оголяет сцену, переодевает актеров, решительно уничтожая запах, вкус и вид шекспировской эпохи, оставляя зрителю только чистый театр. Возможность вкусить прелесть не замутненной бытом интриги, почувствовать величайший дух игры, заключенный в ритм и букву шекспировской строки.

В его красивых и неброских спектаклях актеры умеют строить совершенные мизансцены, которые можно сравнить только с разводом войск королевской гвардии у Вестминстера. Смотришь и заглядываешься… Слушаешь речь – и заслушиваешься… Бесподобно чистая режиссура – без пыли, мусора и грязи.

История появления Доннеллана в России такова. В 1993 году он привез «Меру за меру» – пьесу Шекспира, которую в России почти не играют, – драму, полную преступной страсти, томительного духа монашества и беспредельного милосердия. Затем были салонные комедии «Как вам это полюбится» и «Много шума из ничего» и кроваво-патологическая драма «Герцогиня Амальфи» по пьесе шекспировского современника Уэбстера. Первым прореагировал театр Льва Додина – Малый драматический, и с петербургской труппой Деклан делает фантастически нежную «Зимнюю сказку», где мужчины щеголяли в строгих костюмах североморских офицеров с кортиками и аксельбантами, а женщины смахивали на офицерских жен образца советских 50-х.

Далее была мужская «Двенадцатая ночь», сделанная в Москве к Чеховскому фестивалю, и скандальный балет «Ромео и Джульетта» в Большом театре, на который недавно попросил контрамарочку сам президент России. Вот где подлинная слава!

Отелло

Мировая премьера лондонского театра «Cheek by Jowl» призвана доказать, что Деклан Доннеллан работает не только в России. До сих пор мы не видели у него ни одной шекспировской трагедии. От легких комедий и лиричных драм режиссер переходит сегодня к вершинам наследия Великого Барда. О новом спектакле почти ничего не известно, кроме того, что венецианского мавра играет полноватый нигериец Нонсо Анози, только что окончивший актерскую школу и уже сыгравший в Национальном театре с Кеннетом Брана. Деклан Доннеллан, если судить по предыдущим спектаклям, питает особую слабость к униформе. Чтобы предугадать замысел, достаточно напомнить, что Отелло – офицер…

Борис Годунов

Этот успешный спектакль 2000 года Москва не видела давным-давно. Британец, ставящий хронику Пушкина, – это заметный культурный эксперимент, призванный доказать, как не ошибался поэт, утверждая, что русская трагедия возможна по канве Шекспира. Действие идет в «бифронтальной мизансцене» – на вытянутом и узком подиуме, который зрители окружают с обеих сторон.

Самозванец Евгения Миронова гениально сыгран актером в самом начале его всенародной славы. Нервенность, неврастеничность Миронова мягко легли на патологический рисунок роли Гришки Отрепьева: сухая рука, паралич левой части тела, суетливая речь и мелкие движения. Сирый, убогий монашек до крайности подавлен комплексами и эротическими снами. Мелкая душонка развернется в «польских сценах», когда инока приоденут и окропят европейским одеколоном. Проведя сеанс синхронного любовного плавания с роскошной и сексуальной Мариной Мнишек (Ирина Гринева) в настоящем фонтане, Самозванец под смех публики проявит чудеса скупердяйства: он будет подбирать монетки, брошенные им же на дно бассейна.

И в Годунове Деклан не увидел ничего святого. Монарх-бандит под «крышей» воровской церкви и мафиозного патриарха нагло царит в рабской стране. Нахально закуривает от толстой рождественской свечи, привечает юродивого, явно набирая рейтинг. Александр Феклистов играет верткого, хитрого, порочного властителя-бычару в тугом пиджаке. Блестящий актерский состав дополняет Пимен Игоря Ясуловича.
Сумасшедший архивариус, злой, желчный, гневный старик, он нарезает страницы истории на печатной машинке, как «пишущий perpetuum mobile».

Двенадцатая ночь

13 красивых мужчин без помощи женщин разыгрывают трагикомедию о том, как важно хранить мужской характер и суровую мужскую любовь в дни невзгод и печалей. Этот спектакль лучше любых косметических средств разглаживает кожу лица: радушная улыбка грозит взорваться потоком слез, а грусть о потерянной молодости быстро сменяется самым идиотским смехом над человеческой глупостью. Ритмические конвульсии эмоций доводят зрителя до кульминации, и когда на трех финальных свадьбах женихи и мужчины-невесты начинают целовать друг друга, зал взрывается бурным вздохом эротической радости.

Терпят крушение корабли, сестры расстаются с братьями, умирают любимые люди, друзья клянутся в верности до гроба, но две вещи остаются неизменными: неизлечимая тупость и удалое, развеселое разгильдяйство. Пьяная компания сэра Эгьючика здесь настолько хороша, что, кажется, Шекспир готов сказать нам: мир спасут эти самые бездельники, стильные пропойцы и закоренелые раздолбаи. Английская комедия показывает нам, русским тугодумам, как легко можно сообща высмеять любое злосердечие, как играючи можно излечить болезнь культа личности.

Все в этом спектакле изящно, легко и игриво. Манерный Шут Игоря Ясуловича, прикидывающийся подержанным лондонским денди, поет ариетку «Приходи, смерть, приходи» и взывает: «Да хранит тебя бог меланхолии». Илья Ильин и Алексей Дадонов играют женщин с невероятным кокетством и точностью. И, наконец, миловидный Андрей Кузичев, которому досталась роль посложнее: сыграть девушку, вынужденную переодеваться в мужчину, сохраняя шарм подростка-андрогина.