«Э’Федра» – так называется необычный театральный проект Живиле Монтвилайте, премьера которого пройдет на открытой летней сцене сада «Эрмитаж». Вариации на тему сюжета об античной Федре в современном виртуальном пространстве ставит режиссер Живиле Монтвилайте, автор нашумевшего проекта «Паразиты».

Главную идею этого небывалого действа можно определить как «синтез всего со всем». Театр должен объединиться с видео и музыкой, сцена со зрительным залом, а сами зрители – смешаться с актерами и принимать прямое участие в ходе спектакля. Сюжет также синтетичен – это отрывки из пьес о Федре, созданных в разные эпохи в разных странах. На одной площадке встретятся героини Еврипида, Сенеки и Сары Кейн, зазвучат стихи Жана Расина и Марины Цветаевой. «Я съездила в Японию и ясно поняла, какой театр я НЕ хочу – статичный, не задействующий зрителя», – говорила Живиле Монтвилайте.

Похоже, что в «Э’Федре» именно зритель станет главной фигурой спектакля. В первую очередь это развлекательный проект. «То, что мы делаем, я называю не-театр», – настаивает Живиле. Создается интерактивное арт-шоу, в котором зритель будет в каждый момент ощущать себя в новом качестве, – анонс обещает ему возможность стать «участником медитации, слушателем лекции, свидетелем откровений героев». Можно будет потанцевать на вечеринке в честь дня рождения Ипполита в эпизоде из пьесы Сары Кейн или оказаться поблизости к одной из Федр... Именно «к одной из» – потому что их пять!

Пять актрис играют разные лики любви-страсти. Среди них – Наталья Мотева (сыгравшая главную роль во «Вкусе меда» Генриетты Яновской, МТЮЗ) и Екатерина Конисевич. Третьей Федрой стала швейцарка Анн-Доменик Крета, четвертой – француженка Сесиль Плэже. Последняя же Федра в этой интернациональной команде – Виктория Исакова, звезда Театра имени Пушкина – того самого театра, который некогда назывался Камерным и где блистала в спектакле Александра Таирова самая знаменитая русская Федра – Алиса Коонен. Участники проекта убеждены, что их окружают необыкновенные случайности и неслучайные совпадения.

На Щукинской сцене разместится античный амфитеатр, уходящий крутыми ступенями под крышу. Сзади он будет затянут прозрачной сеткой, через которую зритель сможет видеть актеров внизу, среди деревянных лесов. Федры станут появляться по очереди из стены, то есть из замурованных окошек во внутренней стене Щукинской сцены, – и на разной высоте. На актрисах будут одинаковые изумрудно-зеленые платья из тканей разной фактуры, что должно производить впечатление почти галлюцинации. Но здесь создается не театральная иллюзия, а виртуальная реальность. Для этого в оформление площадки включаются элементы ночного клуба и телестудии.

Во время представления могут играть диджеи или группы; и каждый раз, как обещает Живиле, это будет новая знаменитость. Параллельно с игровым действием будет вестись съемка и трансляция в реальном времени на двух экранах (за видео отвечает студент ВГИКа Максим Максот).

Главным моментом спектакля станет голосование: зрителям придется взять на себя ответственность за развитие событий. Должны ли Федра и Ипполит погибнуть, а Тезей остаться один между окровавленных тел? Или все счастливо доживут до старости? Каждый вечер возможен новый финал – вожделение замужней женщины к девственному мальчику-подростку может всякий раз завершиться по-разному.