Для актрисы Ирины Пеговой, приехавшей покорять столицу из маленького провинциального городка, визитной карточкой стал фильм «прогулка».

Мы встретились с Ириной накануне премьеры спектакля Театра п/р Олега Табакова «Дядя Ваня», в котором она играет Соню. Пьеса Чехова будет идти на сцене МХАТа.

–Ирина, можно ли сказать, что после «Прогулки» вы проснулись знаменитой? На улице узнают?

– Да, меня узнают на улице, подходят, чтобы попросить автограф. Это приятно, но не стоит относиться к своей популярности слишком серьезно. Как учили мои педагоги, к сегодняшним успехам нужно относиться как к сегодняшним успехам, и не более того. Завтра будет новый день.

– В прошлом году вы за роль в «Прогулке» получили премию «Золотой орел» за лучшую женскую роль, обойдя даже Ренату Литвинову. Скажите, вы знали заранее, что «Золотого орла» вручат именно вам?

– Это было для меня абсолютной неожиданностью. О чем свидетельствует и моя невероятно невнятная речь на церемонии. От растерянности, счастья и испуга, которые одновременно охватили меня, я совершенно забыла, что должна сказать какие-то традиционные слова благодарности, потом на меня за это многие обиделись.

– Как мама относится к вашим успехам?

– Мама очень болезненно восприняла мое решение стать актрисой. Специально для нее я сначала поступила в политехнический, и только потом – в театральный. Меня приняли и это стало для мамы поводом для переживаний: актерский мир для нее – вертеп разврата, в котором роли актрисы получают только по блату или через постель. Конечно, она не хотела, чтобы ее дочь пошла по этому «скользкому» пути. Сейчас, когда у меня все складывается хорошо, она начинает расцветать. Я привезла домой «Золотого орла», и мама теперь показывает его всем соседям, родственникам.

– В спектакле «Дядя Ваня», премьера которого состоится в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес», вы играете Соню. Как вы попали в этот проект?

– Это спектакль «Табакерки», который будет идти на сцене МХАТа. Меня пригласил Олег Павлович Табаков. Предложение было для меня полной неожиданностью.

–Репетиционный период был долгим?

– Совсем нет. Мы репетировали с конца февраля. Это очень мало, особенно для Чехова. Наш режиссер Миндаугас Карбаускис ориентировал нас на то, чтобы в спектакле не было заумного Чехова с какими-то пятьюдесятью планами. Чем проще, правдивее мы сыграем, тем лучше. Я читала письма Чехова, в которых он говорит, что «Дядя Ваня» – самая «чеховская» из его пьес и что все, что он хотел сказать в драматургии, есть в этой пьесе. То, что нужно играть и как, – заложено в тексте.

– Какие будут декорации?

– На сцене будет стоять огромный деревянный дом (декорации выполнил ленкомовский художник Олег Шейнцис). С одной стороны, декорация настолько самодостаточна, что может актеров «съесть», с другой, нам предоставляется столько возможностей ее обыграть, что мы с удовольствием и делаем.

– Что вы репетируете в своем родном театре?

– Людмилу из пушкинской сказки «Руслан и Людмила». Петр Наумович давно мечтал поставить такой детский, семейный спектакль. Наш режиссер Иван Поповски предложил эту сказку. Сейчас у нас период читки. Думаем, как у нас будет действовать шапка-невидимка.

Рассказывают, что вы, будто героиня фильма «Приходите завтра» Фрося Бурлакова, приехали покорять Москву из какой-то богом забытой деревни…

– Я родилась в маленьком провинциальном городке Выкса Нижегородской области. Но почти половина моего детства прошла у бабушки, в деревне Тупик. Кстати, это местечко было тупиком в прямом смысле слова: там заканчивались и железнодорожная узкоколейка, и автомобильная дорога из Рязанской области. Один из лучших моментов жизни связан у меня с этим местом. Прошлым летом я съездила в Тупик на один день. Папа каждый год отправляется на все лето в деревню, у него там пасека. Он занимается пчелами, ходит за грибами, ловит рыбу. Я полюбовалась родными местами, поплакала…

– Как же вы из провинциального городка попали в ГИТИС?

– Мне очень хотелось петь на эстраде, и после школы я собралась поступать в театральное училище на кукольное отделение: там большое внимание уделяют работе с голосом. Но потом передумала и поступила на драматическое. И вот, когда я заканчивала второй курс, Петр Наумович со своим курсом приехал в Нижний Новгород и совершенно случайно они за-шли в гости к нам в училище. Мы показали, что было у нас наработано, они показали что-то нам, пообщались. А в этом году Петр Наумович набирал новый курс. И летом мы все втайне друг от друга поехали поступать в ГИТИС. Приняли меня одну.

–Ирина, вас когда-нибудь огорчало, что ваша красота не соответствует стандартам, навязываемым публике глянцевыми журналами?

– Раньше у меня были комплексы по поводу внешности. Я старалась худеть, сидела на диете, мечтала быть похожей на девушек из «глянца». Потом поняла, что я – это я, такой меня создала природа. Когда поступала к Петру Наумовичу, он сказал: «Я беру вас на курс, но этим своим решением обрекаю практически на безработицу, так как не понимаю, что вы будете играть». Конечно, я сама осознавала, что из-за моей фактуры и количество ролей будет ограниченным, и все они будут характерными. Это совсем неплохо – играть характерные роли, но ведь хочется себя попробовать в разных амплуа! Я очень рада, что жизнь сложилась так, что мне это удалось.

– Вы верите в какие-то актерские приметы?

– Не то чтобы верю, но выполнять, что предписано, стараюсь. Если роняю роль, тут же сажусь на нее и потом поднимаю, как положено, не отрывая тетрадку с ролью от пятой точки. А так как я рассеянна и у меня всегда все валится из рук, часто приходится садиться прямо на асфальт или в лужу. Однажды за то, что я играла в карты на съемочной площадке (шел дождь, работы не было), меня очень сильно отругали, и с тех пор я соблюдаю и это правило.

– Вы уже ощутили на себе, что ваша профессия требует жертв?

– Да. Вот сейчас хочется провести выходные дома, с любимым человеком, а нужно с театром ехать на гастроли.

Ваша личная жизнь уже устроена, и поклонникам надеяться практически не на что?

– Не на что.

– Кто же ваш избранник?

–Киноактер.

– Вы познакомились уже после фильма «Прогулка»?

– Да, это случилось в Варшаве, в фойе гостиницы. И пошли гулять втроем, как в фильме «Прогулка». Гуляли несколько вечеров подряд, несмотря на осеннюю дождливую погоду. Заходили в кафе, рестораны, бегали, смеялись. Не думали, что это закончится чем-то серьезным. Потом случайно встретились в Москве, и тогда начался роман.

– В «Прогулке» вам из-за разницы в росте приходилось носить туфли на огромном каблуке. А в жизни вы любите высокий каблук?

– У меня, конечно, есть туфли на каблуках, но надеваю я их только в торжественных случаях. И мой любимый человек, несмотря на то что он очень высокий (у него рост – метр девяносто, я ему ровно под мышку), любит, когда я ношу обувь без каблуков.