В Кремлевском дворце четыре дня гастролирует мюзикл "Вестсайдская история", родом из миланского театра "Ла Скала". "Ла Скала" теперь показывается в Москве каждый год. Эти гастроли как имели, так и будут иметь глянец светского мероприятия, рекомендованного для непременного посещения. И еще статусность, подчеркнутую в данном случае длительностью (4 спектакля для многотысячной аудитории ГКД) и площадкой -- царскими театральными хоромами.

"Ла Скала" привозит в Москву мюзикл европейской закваски, отличный от своих собратьев не только тем, что поставлен он в "академическом" театре, вдалеке от Вест-Энда и Бродвея, но и тем, что его основная прелесть – музыка Леонарда Бернстайна и танцы, сделанные классиком классической хореографии Джеромом Роббинсом. Мы уже имели случай убедиться, какое колоссальное отличие имел от своих конкурентов мюзикл "Чикаго" исключительно благодаря танцам Боба Фосса. Так вот: "Вестсайдская история" еще лучше, Роббинс умел поработать с кордебалетом.

Задворки Манхэттена

Сюжет "Вестсайдской истории" действительно повторяет некоторые основные коллизии шекспировской "Ромео и Джульетты". Беднейший Манхэттен, послевоенный кризис, серые районы, подворотни и хоздворы. Любовь на фоне вывешенных, "распятых" пеленок, смрада канализации и отбросов кухни дешевого бистро. Он, Тони – американец, хозяин страны. Она, Мария – пуэрториканка, смуглая эмигрантка, гастарбайтер. Он принадлежит банде Ракет, она – банде Акул. Лидер Акул Бернадо убивает Раффа, лидера Ракет, за что Тони убивает Бернадо, брата своей жены. Семья расправляется с Тони на глазах Марии, и та, простившись с охладевающим трупом, просто уходит в никуда…

Дети улиц

Джером Роббинс сочинил болтающуюся, пьяную хореографию массовых танцев – здесь кордебалет всегда довлеет над движением солистов. Герои ходят стайками, и любой выход "в свет" чреват безобразной дракой, которая, кстати, у Роббинса очень "балетна" и похожа на петушиный бой. Движение произрастает из стиля коротких перебежек по улицам и площадям, угловатое как углы домов, сухое как выжженный солнцем асфальт, резкое как уличная брань, спортивное как волейбольное состязание, а иногда и примитивное как дискотечный ритм. Движение человека, облаченного в джинсах, легкие куртки и кроссовки.

В жестоком и отчаянном мире нет стариков. Это молодой мир Америки, где все в сущности эмигранты - без роду, без племени, без корней. Здесь нет итальянской вендетты – родовой ненависти, потому что воюют такие ребята, которые иного родства кроме уличного братства не знают. Но мстят здесь так же бессмысленно – не за грехи предков, а за брошенное как плевок слово "придурок".

Репортаж о любви

Сценаристы "Вестсайдской истории" изъяли из "Ромео и Джульетты" всю поэзию и всю романтику, оставив влюбленным достаточно банальные диалоги и отличную сценку, где Тони и Мария пародируют католический венчальный обряд на складе галантерейного магазина.

Революционность "Вестсайдской истории" состоит в том, что в самую известную любовную историю мира добавлены приметы XX века, "газетная реальность": всеобщая нищета и неустроенность, кровавые битвы за реальное место под солнцем, национализм, шовинистическое ожесточение, фашизм в отдельном взятом районе, ненависть к чужаку.

Репортажность сюжета не исключает довольно смешных и наивных вещей, без которых не может обойтись ни один добропорядочный американский мюзикл. Самый известный трек "Вестсайдской истории" – "America" – поют пуэрториканцы, называющие свою брошенную страну "уродливым островом". Это не просто гимн Америке, пропетый эмигрантами, которые нашли здесь призрачное счастье и кусок хлеба.

Важно и то, что они поют: не только об огромном мегаполисе Нью-Йорка, но и о том, что только в Америке нищие латинос обрели телевизор и холодильник, душевный покой и работу. Соотечественникам эти гимнические песни напомнят стихи о Советской Родине от узбекских и таджикских поэтов, воспевающих прелести социалистического строя, давшего им все – от образования до материального благополучия.

Версия "Ла Скала"

О миланском спектакле известно только то, что он с успехом проехался по Японии и Германии. Главный козырь для организаторов гастролей –исполнительница партии Марии. Дочь прославленной Монсеррат Кабалье, Монсеррат Марти, недавно дебютировала как оперная певица в гамбургской версии "Дон Жуана", а танцам училась у Майи Плисецкой. Далее спектакль прокатится в Петербург и Киев.

Фильм Роберт Уайза

Большинство зрителей знают "Вестсайдскую историю" по фильму 1961 года, удостоенного 10 "Оскаров", что ни в коей мере не подчеркивает его художественного качества. Как это часто случается с экранизированными мюзиклами, они теряют до 80 % их сценического обаяния. Фильм, отразивший некоторые особенности хореографии Джерома Роббинса, запоминается в основном благодаря антуражу. Титры, которые как бы выхватывает прожектор со стен, исчерченных вязью граффити. Заглавная вертолетная, абсолютно вертикальная съемка Манхеттена – от зданий Всемирного торгового центра до низкорослых трущоб.

Обшарпанные, ужасающего вида дома и зарешеченные волейбольные площадки – все то, что было предназначено под снос для строительства Линкольн-центра. Роберт Уайз успел зафиксировать последние дни жизни американского гетто. В роли Тони должен был блистать Элвис Пресли, а вместо пуэрториканцев должны были быть евреи-переселенцы. Не удалось. Зато роль Марии сыграла хорошенькая эмигрантка из России Натали Вуд, которую на самом деле звали Наташа Гурдина.

6-9 апреля. На сцене Государственного Кремлевского дворца. Билеты: 258-00-00, 933-32-00, 105-05-62, 995-80-52