В «Школе драматического искусства» 7 апреля премьера – «Песнь 23». Анатолий Васильев основал действо на «Похоронах Патрокла» из «Илиады». Уру мистериального театра Анатолий Васильев продолжает свои странные опыты. В «Песни 23» их предметом становятся загробные мытарства души.

Спектакль необыкновенно красив, но той красотой, о которой кто-то из классиков сказал: «Прекрасное – это та степень ужасного, которую уже невозможно вынести». Три часа без антракта. Участвует почти вся труппа. На сцене – модель мира, космос. По периметру с двух сторон – хор, одетый в костюмы бойцов ушу, – «лагери» троянцев и ахейцев, восточная терраса и античный храм. Рай и ад, небо и земля.

Основное действие – «борьба за душу Патрокла» – происходит на поле боя, между небом и землей. Хор выполняет одновременно роли и враждующих сторон, и античного хора, и плакальщиков, и духов в царстве мертвых. Персоны, представляющие в мистерии людские страсти и природные стихии, борются между собой, существуя в пластике ушу – военного искусства Древнего Китая.

Музыкальную ткань создал Владимир Мартынов. Гомеровский гекзаметр, как и в античности, поется: выходит то погребальная песня, то гимн, то православные песнопения, то заклинание. Пожалуй, это та «музыка», которую слышит человек, когда близок к смерти. А горловое пение старца Нестора (алтайский музыкант Ногон Шумаров) созвучно, наверное, голосу Бога.

Анатолий Васильев создал гармоничный, прекрасный и ужасающий гимн смерти и бесконечности. В нем все: от неотвратимости конца до неизбежности начала. Эта красота – ужас войны на земле и на небе. «Песнь 23» – посвящение вечному и вечности, в которой нет места живому человеку. Война – вот что становится в итоге главной темой спектакля.