На юбилее «Золотой Маски» гостит самый дальний гость – Саха-театр из Якутска. Вот очередной российский парадокс: режиссера Андрея Борисова, работающего в Якутске, замучили сравнениями с Эймунтасом Някрошюсом, работающим в Вильнюсе. Один в своих спектаклях разбрасывает по сцене признаки якутского шаманского культа, другой ставит на дыбы литовскую языческую культуру. Оба сумрачных таланта имеют мистическую связь с природой родной земли и неистово защищают национальные приоритеты от глобализации.

Андрею Борисову мало того, что герои шекспировской трагедии о Лире у него одеты в национальные костюмы и живут в юртах. Он превращает Шута в зловещего шамана с бубном и окружает пространство сцены красными флажками, загоняя несчастного короля, как драного волка, в ловушку дочерей-охотниц. В спектакле «Олонхо» Борисов пытается доказать, что якутский заветный эпос театрален почти так же, как пьесы Шекспира. Видеть и слушать историю создания якутского мира – мифологию, в которой нет никаких связей с европейскими легендами, – необычайно увлекательно, как, наверное, увлекательно было бы увидеть театр марсиан. Для любителей этнической музыки в «Олонхо» есть особый интерес – Степанида Борисова, известная на весь мир мастерица якутского горлового пения с его невыразимой древней силой.