Премьеру «Скрипки Ротшильда» сыграли в январе в театре Йельского университета, в Нью-Хейвене. Теперь спектакль Камы Гинкаса возвращается на родину.

Нынче можно смело говорить о том, что московский режиссер Кама Гинкас – это главная статья сегодняшнего театрального импорта. Популярный и харизматичный, обожаемый в столице, он в наши дни первый из современников, кто не только признан на Западе, но и прославлен иностранцами как проводник русской культуры, как подвижник. Так получилось и со «Скрипкой», которую долго репетировали в Москве, чтобы премьеру сыграть в Йеле.

Был период, когда за границей к российскому театру относились как к занятной этнографии. Теперь пришло время точечного интереса – интереса к конкретным личностям. Рекламный плакат, повешенный в Нью-Хейвене, пародировал саму ситуацию «русских сезонов в Йеле»: могучий медведь со зловещей «улыбкой» терзает хрупкую, нежную скрипку. И поверх русскими буквами – «Скрипка Ротшильда». Американцев проняло: на каждом из шестнадцати показов зал вставал…

Медведь и скрипка

Русским медведем проще всего считать главного героя чеховского рассказика – плотника Бронзу, а его скрипкой – зубастую пилу, с помощью которой тот пилит и музыку грубой души своей, и доску. Жизнь угрюмого гробовщика со скрипучим голосом (блистательная роль Валерия Баринова) – это свежеструганые домовины, которые, как и в Старгороде, трудно продать, и счета, унылая жизнь незадачливого «коммерсанта». В спектакле Гинкаса Бронза работает как Бог: выстругивая гробы, он как бы сочиняет музыку, словно те умельцы, что храм Покрова-на-рву возводят из спичек и клея.

Умирает жена, и событие это впервые волнует душу грубого плотника. За день меняется жизнь, светлеют мозг и мысли, и к умирающему от этой метаморфозы Бронзе приходит стыд и всепрощение. Последним другом становится Ротшильд, ненавистный еврей-флейтист из местного захолустного оркестрика, где и сам Бронза «баловался» скрипкой. Умирая, исповедуясь, Бронза дарит скрипку Ротшильду в знак примирения и «отдания» грешной души в руки мира.

200 лет вместе

Было бы крайне неталантливо думать, что рассказ Чехова и спектакль Гинкаса о том, как окультурили и образовали антисемита. Дело лежит совершенно не в этой плоскости, хотя в число чеховских произведений на антисемитскую тему – любимой «фишке» всех западных чеховедов – «Скрипка Ротшильда» входит чуть ли не под первым номером. Равно, как и пьеса «Иванов», также идущая в Театре юного зрителя. Стоит остановиться и вдуматься в мудрость лаконичных чеховских строк. Все там сказано и краше, и ярче, и точнее, чем в двухтомном солженицынском труде «Двести лет вместе», хотя мы и не принижаем последний. Для Гинкаса «Скрипка Ротшильда» – спектакль этапный, концептуальный, идейный. Родившийся в фашистском гетто в Вильно, он нашел успех в России, стране, где веротерпимости всегда было больше, чем ненависти. Где 200 лет подряд возможен тихий разговор на «ты».

Альтернативный Чехов

«Скрипка Ротшильда» завершает трилогию, которую сам Кама Гинкас называет мудрено: «Жизнь (по Чехову) прекрасна, но…» Под «но» имеется в виду, что жизнь прекрасна не всегда. Парадоксальное название объеди- няет три постановки: уже триумфально идущие «Черный монах», «Даму с собачкой» и нынешнюю премьеру. Это альтернативный Чехов, противостоящий уже прискучившим садам, ваням, сестрам и чайкам. Это Чехов-реалист, Чехов-правдолюб, берущий жизнь за грудки – сурово, любовно и без иллюзий.

6, 7, 19, 26 марта. Театр юного зрителя. В ролях: Игорь Ясулович, Арина Нестерова, Алексей Дубровский. Билеты: 299-53-60