Балетный 2004 год посвящен памяти Джорджа Баланчина, великого хореографа, без которого балет XX века остался бы музейным экспонатом. На этой неделе в Большом театре премьера балетов Баланчина.

До того как стать Джорджем, великий хореограф Баланчин (родился в 1904 году, умер в 1983) был Жоржем, еще раньше – Георгием, а в детстве – Жорой. Смена имен отражает географию биографии: Жора родился в Петербурге, Георгий там вырос, Жорж эмигрировал во Францию, а Джордж переехал в Америку. Именно в Штатах Баланчин приобрел мировую известность. На самом деле Мистер Би (всенародное американское прозвище Баланчина) – «русский грузин» Георгий Мелитонович Баланчивадзе, и попал он в балет практически случайно.

Зачем мальчик просто сидит?

Родители мечтали видеть Жору моряком. И если б не объявление «Прием закончен» на дверях петербургского мореходного училища – быть бы гардемарином сыну композитора Мелитона Баланчивадзе и домохозяйки Марии Васильевой. В один прекрасный день мальчик решил морально поддержать сестру, которая сдавала вступительный экзамен в императорскую балетную школу. Вместе с мамой он ожидал результатов экзамена в коридоре, когда г-жу Васильеву спросили: «Зачем ваш мальчик просто так сидит? Пусть покажется». Так Жора поступил «в балет», который сроду не видел.

Когда в России грянула революция, семья Баланчивадзе уехала в Грузию. Но будущий танцовщик Георгий не захотел прерывать учебу – и расстался с родителями и сестрой навсегда. Пережив ужасы жизни в голодном Петрограде времен Гражданской войны, молодой танцовщик под предлогом заграничных гастролей сумел уехать в Европу. Там в 1924 году его «подхватил» импресарио Сергей Дягилев.

Сексизм

Работая у Дягилева, Баланчин поставил балет по евангельской притче «Блудный сын» в декорациях Жоржа Руо и «Аполлон» Стравинского – спектакль, в котором уже была найдена «изюминка» последующего творчества: утонченная хореографическая игра и сведенное к минимуму (а впоследствии в большинстве балетов вообще исчезнувшее) повествование. В «Аполлоне», где лучезарный античный бог благословлял муз, на сцене действовали одновременно и живые люди, и знаки, обозначающие особенности музыки. Но Баланчин никогда не считал свои балеты «абстрактными» или «бессюжетными». С пылом гурмана и ценителя он воспевал женскую грацию и любил повторять: «Если на сцене мужчина и женщина – это уже сюжет. Если на сцене мужчина и две женщины – это целая история». Впоследствии за откровенно выраженный в танцах мужской восторг (читай – за сексизм) Баланчину здорово «вломили» американские феминистки.

После смерти Дягилева в 1929 году в жизни Баланчина наступила полоса неопределенности. Пока как-то в Лондоне к нему не подошел интеллигентного вида молодой человек и не сказал: «Я хочу, чтобы вы создали американский балет». И Баланчин соз-дал! Буквально из ничего.

С 1933 года пять десятилетий Мистер Би жил и творил в Америке. А молодой человек (как оказалось, страстный балетоман, а также художник, критик, поэт, коллекционер и писатель Линкольн Керстайн) на всю жизнь стал добрым ангелом Баланчина, его помощником, импресарио и адвокатом. Вместе они открыли балетную школу, отчаянно и с переменным успехом искали деньги для баланчинской труппы. В начале пятидесятых годов появилась компания, по сей день известная под названием «New York City Ballet», или «Дом Баланчина».

Цветок на клумбе

Баланчин ставил спектакли, где танец, по словам хореографа, похож на клумбу, танцовщики – на цветы, а зритель должен просто любоваться красотой. «Балет, как религия, – вещь необъяснимая. Вы говорите: «Эта девушка прекрасна». Вы говорите: «Она как роза». Но что есть роза? Вы говорите: «Роза как прекрасная девушка». Красота необъяснима».

И балерины Баланчина были особенными: с телами «без малейшего намека на округлость, с невероятно стройными ногами, лебединой шеей и застывшими величавыми масками вместо лиц». Баланчин обожал своих танцовщиц, а они обожали его. Создав себе женский идеал на сцене, Мистер Би находил его и в жизни: все его пять жен были балеринами.

В 2004 году мир отмечает столетие со дня рождения Баланчина. Большой театр не остается в стороне. В программе очередной премьеры три одноактных балета («Симфония до-мажор», «Агон» и «Кончерто барокко») плюс три па-де-де: «Тарантелла», «Па-де-де Чайковского» и номер на музыку Делиба из балета «Сильвия».