Первое событие юбилейной гастрольной программы «Золотой Маски» – три спектакля «Театра балета Бориса Эйфмана» из Санкт-Петербурга. Орис Эйфман – создатель и единственный хореограф труппы «Балет Бориса Эйфмана».

В советское время спектакли Эйфмана, не похожие на чинную классику академических театров, подвергались гонениям ленинградского обкома, что автоматически влекло к ним сочувствие многих критиков.

Международное признание труппы началось с балета «Чайковский», сделанного по заказу французских импресарио. Эйфман сполна воспользовался возможностями перестройки и поставил спектакль с намеками на сексуальную ориентацию композитора. Потом были «Братья Карамазовы», где пышным цветом расцвел фирменный стиль хореографа – сплошная «буря и натиск». Это особенно полюбилось американским продюсерам. Каждый год его труппа выступает в Штатах и по условиям контракта демонстрирует публике новый балет. В нынешнем сезоне Эйфман приглашен в «Нью-Йорк сити балет» поставить спектакль о Джордже Баланчине, хореографе-юбиляре, которому посвящен весь балетный 2004 год.

Корабли в моей гавани

Если вы видите на сцене корабль, с которого на берег сходят люди с чемоданами (вари-ант – люди с баулами поднимаются на борт), значит, вы смотрите балет Бориса Эйфмана. Морское судно в том или ином виде – любимый образ хореографа, потому что его излюбленная тема – русская эмиграция. Тут можно подпустить массу возвышенных эмоций и философских размышлений. Два из трех спектаклей гастрольной программы Балета Эйфмана («Красная Жизель» и «Кто есть кто») связаны с отъездом русских артистов за границу в годы революции. В первом балете на язык пуантов переложена биография великой русской балерины Ольги Спесивцевой.

Во втором просматриваются намеки на судьбу Джорджа Баланчина, американского хореографа российского происхождения. Третий балет, «Русский Гамлет», тоже классово близок теме отверженности, хотя речь здесь идет о русском императоре Павле I. В трактовке Эйфмана венценосный сума-сброд становится непонятым пророком в своем отечестве. Все три балета, бодро и тщательно исполняемые вышколенной труппой, наполнены фирменной хореографией: «извилистые» дуэты, экстатические надломы тела, патетические жесты.

Мания Жизели

«Красная Жизель» (на музыку Чайковского, Бизе, Шнитке и Адана) построена по классическим заветам мелодрамы. Есть гонимая судьбой-злодейкой героиня со страдальческим лицом – Балерина. Красивая и талантливая, она легко поддается мужскому влиянию. Есть добрые покровители таланта, роли которых играют Учитель в балетной школе и Партнер без имени. Есть злодей – брутальный Чекист в кожанке, который подчиняет безвольную красавицу своей железной воле, а его подручные вообще устраивают оргию с женским кордебалетом. В эмиграции Балерине тоже приходится несладко: заедает буржуазное окружение и Партнер оказывается голубым. Тут слабая духом женщина совсем теряет ориентацию в жизни и сходит с ума, как ее сценическая героиня Жизель.

В балете только девушки

Балет «Кто есть кто» сочинен по заказу американских продюсеров специально под гастроли эйфмановской труппы в Нью-Йорке. Хореограф максимально постарался учесть вкусы и привычки американцев, поставив что-то вроде комедийного бродвейского шоу. Два русских классических танцовщика в 1920-е годы приезжают в Штаты и, устав от безработицы, устраиваются в эстрадную танцевальную труппу в качестве танцовщиц. По ходу действия появляются гангстеры, девицы легкого поведения и Любовь с большой буквы. В финале один из друзей не выдерживает тягот эмиграции и куда-то уезжает, зато другой обретает в Америке личное счастье и собственную балетную труппу.

Павлик Первый

«Русский Гамлет» задуман как величественная историческая трагедия в духе Расина или Корнеля: даже брачная ночь здесь свершается под музыку «Лунной сонаты» Бетховена. У Эйфмана сочувственный взгляд на Павла Первого (тот самый царь, который издавал приказы вроде за-прета танцевать вальс или отправлял русскую армию на покорение Индии). В спектакле действует еще не император Павел, а Наследник престола. Его тонкая душа все время страдает от непонимания окружающих, что выражается танцем в стиле «разорви на груди рубаху».

При этом Борис Эйфман клеймит матушку Наследника, царицу Екатерину II, которая непрерывно строит пакости сыну. По версии хореографа, Екатерина недрогнувшей рукой подкладывает собственного Фаворита в постель к Жене сына, легкомысленной кокетке. Само собой, и танец в этом спектакле уже не танец, а эротические грезы.