Британское благородство и русское остроумие: под предводительством англичанина, случайно залетевшего в Россию, дюжина русских актеров играет роли за всех – мужчин и женщин. И никакой виктюковщины: это театр без границ пола, суровый, целомудренный и строгий. О мужестве пережить невзгоды, смелости вместе посмеяться над жизнью и сочно отомстить тем, кто посмел предать ее (жизни) интересы.
Ретро «Наваждение» в Театре им. ПушкинаЛюбовно восстановленный стиль провинциальных 80-х – не идиллически-ностальгический и совсем не сатирический. Две немолодые женщины бьются насмерть за недостойного их обеих мужчину-ханурика – так страстно, как если бы повстанцы лили кровь за свободу Родины. Когда в финале сумасшедшая героиня Веры Алентовой бьет каблуками снятых туфель в барабан, кажется, что вот она, поступь времени: советская лживая эстрада перетекает в ритмы нервной и злобной рок-музыки.
Шаг вперед Инга Оболдина в «Вишневом саде»Звездный час для молодой Инги Оболдиной: экономка Варя переиграла всех звезд в русском проекте Эймунтаса Някрошюса. Кухарка при власти, ненужная и нелюбимая, она сходит с ума оттого, что в доме Раневской беспорядок и хаос. В одиночку, неумело и безнадежно, как умеет, она пытается поддерживать рушащееся хозяйство. Подбирает и прибирает, руками разгоняет сигаретный дым и остервенело бьет тряпкой об пол.
Новая драма «Солдатики» в Театре п/р О. ТабаковаНравственный парадокс в свежей пьесе о Советской Армии. О том, что добро не всегда благостно, но и зло не безгранично, о том, что ангелы хороши только на небесах, но и бесам на земле тоже несладко живется. Новое слово в современной драме Владимира Жеребцова – густой реализм и сложная картина жизни.
Осторожно, авангард! «Школа шутов» в ЦИМеВ Центре им. Мейерхольда – мини-опера со средневековым сюжетом, дикой моралью и страннейшими героями с картин Босха и Брейгеля – уродами, шутами и дураками. Ослиными голосами поют реквием и ловят из мертвого озера мифическую рыбу Быру.
Красота неземная Олег Шейнцис в «Плаче палача»В откровенно неудачном спектакле Марка Захарова есть на что посмотреть и ахнуть. Идея спектакля родилась в слиянии с его дизайном: умирать не страшно, умирать легко. Ты просто идешь по немного обшарпанному зданию вокзала старенькой Европы, пахнущему утренним кофе и расплавленным солнцем, озвученному легким джаз-бэндом, и, глядя на зеленоватый успокаивающий свет привокзальных фонарей, напеваешь что-то грустно-оптимистическое.
Откровение «Доходное место» в «Сатириконе»Константин Райкин стал крупным режиссером: для актера это не просто редкость, это исключение из разряда невероятных. Рискуя с треском провалиться, Райкин поставил главную общественно-политическую пьесу Островского – о коррупции и лжи, о бюрократии и чиновничьей проституции. Ему удалось подвести твердый комок к горлу зрителя, заставив в который раз поверить, что «прав тот, у кого правда».
Одна в поле Нелли Уварова в «Правилах поведения»Молодая актриса Молодежного театра лихо проворачивает самую странную в мире пьесу. Педантичная лекция о добропорядочной жизни, о нормах семейного быта, о «правилах поведения в современном обществе». Стиль игры – исключительная неуверенность и страх лектора перед аудиторией, переходящие в прием.
Любовь под микроскопом Павел Деревянко и Виктория Исакова в «Вие»Хому Брута и Панночку притянуло друг к другу, примагнитило силой самой настоящей любви. Это новый «Вий», полный небанального эротизма, смертельного страха, языческих ритуалов и христианской мистики.
Прорыв Наталья Мотева во «Вкусе меда»Актриса ТЮЗа, у которой эта роль – вторая в жизни, играет молодую и рассерженную, злую и разочарованную. Уникальное умненькое лицо, с которого легко «воду пить», в котором свежесть и юность не зачеркивают сильного драматизма, острых черточек благородной злости на неправильный мир. Первобытная женская мягкость и святой гнев замученной страдалицы. Спектакль в стиле 60-х годов, где об одиночестве так сладко поет встревоженный голос великого Леннона.