В Большом театре премьера балета по Шекспиру.

Трудно поверить, но танцующего Шекспира в мире много. Настолько, что есть даже целое направление «балетная шекспириана», и наше Отечество в этом деле когда-то диктовало моду. Спектакль «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского на музыку Прокофьева с Галиной Улановой в роли Джульетты на много лет определил вкус и цвет балетов по пьесам великого драматурга на всей планете. Сегодня торжественные клятвы на глухонемом балетном языке выглядят архаично, но интерес к роковым страстям, выраженным через танец, не гаснет. Год назад к юбилею Шекспира Большой театр представил «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо, а сейчас решился заказать «Гамлета» режиссеру Деклану Доннеллану и хореографу Раду Поклитару. Не перенос, не копродукция — мировую премьеру делают специально для Большого.

Эта пара уже работала здесь и тоже над Шекспиром — в 2003-м они вместе с постоянным коллегой Доннеллана сценографом Ником Ормеродом поставили новую версию балета «Ромео и Джульетта», спустив Большой балет с неба на землю — с пуантов на полную стопу. Про Доннеллана злые языки говорят, как про широко известного в России английского интерпретатора Шекспира, и он полюбил балет: «За свою жизнь я слышал так много слов, что сразу понял, какое это счастье, когда артисты не говорят». А Поклитару известен как умеренно эпатажный, а иногда даже веселый хореограф из балетной семьи, имеющий опыт руководства авторской труппой «Киев модерн-балет». Кроме «Ромео…», он ставил в Большом для молодежного проекта «Опус № 6» по Чехову — не самый удачный спектакль.

Сейчас, по доносящимся из театра слухам, в финальную стадию вошла борьба артистов за право танцевать вечер премьеры. Кто будет счастливчиком, точно не знает никто. Есть Александр Смольянинов, исполнивший партию Гамлета на премьере Ростовского музыкального театра, есть множество других умных и раскрепощенных молодых танцовщиков с хорошим опытом работы в современных постановках. А в виде пролога к премьере уже есть скандал — постановщикам не пригодился виртуозный Иван Васильев, мечтавший станцевать мятежного принца.

Насколько хорош будет новый «Гамлет», судить трудно. Гарантировать можно три момента: первый — у Доннеллана и Поклитару будет все неровно и нескучно. Второй — дирижер Игорь Дронов сделает незабываемым собрание сочинений Шостаковича — музыкальную основу спектакля. И третий момент, практический, — на Новую сцену Большого театра купить билет всегда немного легче, чем на Историческую. Дерзайте.


Какие были «Гамлеты»
1969 — все всерьез, с Марисом Лиепой в заглавной роли и с персонажами под названием «Мысли» в программке (их было всего две).
2008 — «Гамлета» представили в Ростове-на-Дону в стилистике 1930–1950-х, в ключевые моменты артисты читали текст, а Офелия собственноручно вешалась.
2007 — в Большом театре британский хореограф Кристофер Уилдон в последний момент счел свою историю на музыку Арво Пярта слишком абстрактной и от связей с «Гамлетом» открестился, оставив название Misericordes.