Наталья Витвицкая побывала в Уфе на премьере спектакля «Поколение Маугли» и поговорила с Константином Хабенским о том, кто и почему участвует в этом проекте.

Вы верите, что чудеса случаются?
Чудеса на свете существуют, и делают их не только деды морозы. «Поколение Маугли» — крупнейший в стране благотворительный проект, который мы (Благотворительный фонд Константина Хабенского. — Прим. «ВД») делаем совместно с компанией МТС. С одной стороны, он дает возможность российским детям творчески развиваться, с другой — собирает средства на лечение онкологических больных детей. Конструкция простая. Сначала мы занимаемся с одаренными детьми в интернете. Они, их друзья и родители голосуют за таланты каждого, определяются победители. Уже после этого начинается работа на сцене.

Как реагируют ваши коллеги на предложение принять участие в деятельности Фонда?
Мне еще ни разу никто не отказал: все приезжают и не берут гонораров.
Несколько дней назад, когда нам вручали премию Станиславского, я рассказал о спектакле, о ребятах, и многие актеры потом подошли ко мне и сказали, что готовы работать бесплатно. Из приглашенных актеров у нас работают Екатерина Гусева, Тимур Родригез, Гоша Куценко.

Проекту всего полгода. Чем уже можно гордиться?
Не люблю слово «гордиться». Лучше приведу факты. Премьера «Поколения Маугли» в Казани, где стартовал проект, собрала 15 000 зрителей. В постановке приняли участие 170 детей. Совокупная интернет-аудитория проекта составила 3 млн человек (важно, что все активности на сайте — лайки, комментарии, репосты — МТС и партнеры проекта конвертируют в реальные деньги), 270 тысяч ребят приняли участие в конкурсах. Только за полгода собрано более 4 млн рублей — это если не считать сборов в Уфе. Проект стал лауреатом Международной театральной премии Станиславского. Их значок-символ у меня на лацкане пиджака сейчас.

Что вам особенно дорого в этом проекте, и чем он отличается от других?
Это очень честная и очень личная для меня история. Рассказывать, почему, думаю, нет смысла. У проекта важная миссия — он делает благотворительность в России массовой. Уже сегодня 27 тысяч россиян благодаря «Поколению» стали благотворителями. Взрослые платят деньги за билеты на спектакли, а их дети участвуют в постановке и отдают свои гонорары, чтобы помочь другим детям.

Как вы определяете, куда «Поколение» поедет в следующий раз?
На нашем сайте dobroedelo.mts.ru запущен конкурс «Битва регионов». Там есть интерактивная карта, где в режиме реального времени можно отследить, какая область или город лидирует. Баллы начисляются за активность жителей того или иного города: участие в конкурсах, комментарии, лайки и т.д. Кто будет самым активным и чьи работы соберут больше всех лайков и репостов — тот и победит. К примеру, вчера это была Самара, позавчера — Новосибирск. Но ситуация меняется каждый день, и активность ребят в интернете нас очень радует. Кто примет спектакль в третий раз, мы объявим 31 января. И уже вне зависимости от результатов «Битвы» в конце марта мы организуем благотворительные показы спектакля в Москве.

Как начался проект?
Прошлым летом на фестивале, который проходил как раз в Уфе. Мы рассмотрели заявки на самые разные спектакли от самых разных студий и в итоге выбрали «Книгу джунглей». Долго думали, как сделать авторскую версию этой истории, и в результате появилось «Поколение Маугли». Мы его придумали вместе.

Как вы думаете, благотворительным фондам сегодня приходится жить или выживать? Вот вашему, например?
Не только благотворительным фондам, но и многим нашим гражданам приходится выживать. И это однозначно. К сожалению, мы не можем позволить себе расслабляться. Мы не можем сказать: «Все, хватит, пора отдыхать, всех денег не заработаешь». В благотворительности много денег не бывает, все уходят на нужды.

Почему вы не обращаетесь к помощи государства?
Мне лично не было необходимости обращаться. На мое предложение сразу же откликнулась компания МТС. Вот если бы был отказ, я стал бы думать, к кому и как идти. Хотя государственная поддержка никогда не будет лишней. Особенно в условиях экономического кризиса.

Чего бы вам еще хотелось добиться?
Чтобы спектакль работал параллельно в нескольких городах, а история в интернете набирала обороты и в результате стала главным российским порталом для развития детского творчества. Ровесники, занимаясь творчеством, собирают деньги больным ровесникам, — идеальная «круговая порука».

Объяснить цели проекта здоровым детям легко?
Сначала я видел, что они понимают все только головой. А так им лучше «побегать-попрыгать». Тогда я собрал всех в зал и зарядил видеоролик под песню Шевчука «Это все». Его сделал фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь». На экране — живые лица тех детей, для которых мы работаем. Это производит сильнейшее эмоциональное впечатление. Зал был по колено в слезах. И тогда я еще раз всем объяснил, для чего мы выходим на сцену.

Чему учит ваш спектакль?
Спектакль учить ничему не должен. Он должен вызывать эмоции и напоминать о вечных ценностях и приоритетах. Если спектакль чему-то учит, это обычно тягомотина скучнейшая. Мне хочется добавить сердца. Наш спектакль всего лишь призван напоминать и взрослым, и детям, что есть незыблемые вещи — добро, любовь, свобода выбора, дом. Это было, есть и будет всегда.

Об участии в проекте узнавайте на сайте www.dobroedelo.mts.ru/pokolenie_m/

Поколение Маугли (608054)
Вы можете изменить этот текст