22 декабря на сцене чеховского МХАТа в восьмой раз вручат московскую театральную премию «Чайка». Премия «Чайка» всегда была самой независимой театральной премией России. Состав жюри и экспертного совета содержится в тайне, хотя, кажется, в традиционном понимании жюри у «Чайки» попросту нет. Выбор «Чайки» – субъективный выбор ее создателей, у которых есть на это полное право. И это не значит, что у премии нет своих предпочтений и слабостей.

Так или иначе «Чайка» ориентируется на телевизионный формат, на узнаваемость и презентабельность лиц, хотя и в этом отношении она тоже была очень разборчива: никогда не обслуживала «стухшие» авторитеты и театральные кланы. Ее святым долгом была поддержка молодых и только-только «проклюнувшихся» звезд. Главное, что умеет «Чайка», – это переводить артистов из разряда «известный в театральных кругах» в разряд «телекумир», из театрального авангарда – в театральный истеблишмент.

Сам факт существования телевизионной премии, обеспеченной отменной режиссурой действа и стильной рекламой, полезен театру, который всегда страдал от недостатка демократичности. «Чайка» делает слово «театр» модным, а своим скромным героям дает возможность красиво «попасть на ти-ви» и преодолеть узкие рамки театрального зала. Кто-то сочтет это циничным, но консервативному искусству сцены сегодня очень не хватает такого буржуазного «белого пиара».

В 2003 году не слишком много спектаклей попало в круг внимания «Чайки»: премии распределятся между ленкомовским «Плачем палача» и «Демоном» Кирилла Серебренникова, «Двенадцатой ночью» Деклана Доннеллана и «Доходным местом» Константина Райкина, «Пленными духами» Владимира Агеева и «Мамойпапойсыномсобакой» Нины Чусовой. Из самых интересных претендентов на премию – художник Николай Симонов и модельер Игорь Чапурин – нетеатральные люди, вместе славно потрудившиеся над «Демоном».

На номинацию «Некоторые любят погорячей» (лучшая эротическая сцена) совершенно справедливо претендуют Виктория Исакова и Павел Деревянко, представившие в Театре им. Пушкина нетрадиционные сексуальные отношения Панночки и Хомы Брута. На роль «Рокового мужчины» среди прочих претендует Олег Меньшиков – Демон, а на роль «Обольстительной женщины» – Алексей Дадонов, сыгравший в мужском варианте «Двенадцатой ночи» Оливию.

Три премии – без претендентов: лучшим продюсером признан директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин, лучшим критиком – обозреватель «Коммерсанта» Роман Должанский, а в патриархи записали лидера питерского МДТ Льва Додина.