Сказать, что Джон Ноймайер интересуется Россией — это обесценить действительность. На России этот американец из Гамбурга просто помешан, причем самым благородным образом. Он довольствуется малым — любит только лучшее. Например, знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, случившиеся почти век назад в Париже и полностью перекодировавшие современное им искусство, — у Ноймайера невероятная коллекция документов и шедевров той поры. А еще он, бакалавр английской литературы и автор вереницы балетов по литературным источникам, любит Пушкина, особенно «Евгения Онегина» — и думает о коллизии этого романа долгие годы.

Живой классик впервые работал с российской труппой в Мариинском театре почти пятнадцать лет назад. С тех пор повторений в Санкт-Петебурге не было. Но он стал «нашим Джоном» в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Театр несколько сезонов танцевал его «Чайку» по Чехову и «Русалочку» по Андерсену, преуспел и порадовал зрителя. Теперь «наш Джон» будет публично признаваться в любви к двум объектам одновременно — балету МАМТа и, да, «Евгению Онегину».

Балет по роману в стихах Ноймайер ставил на музыку Леры Ауэрбах. Писала ее молодое дарование родом из Челябинска по заказу Гамбургского балета, Гамбургской государственной оперы и московского МАМТа — театры сформулировали ей общее желание. Официальная совместная постановка с Гамбургским балетом появилась на свет не в Москве: мировая премьера прошла в минувшем июне в Гамбурге. И то ли мудрый возраст, то ли долгие мысли по поводу романа стали тому причиной, но его главным героем стал не Евгений.

По ходу размышлений над пушкинским текстом Ноймайеру стало очевидно, что название романа не вполне соответствует главному посылу. «Русская душой» героиня заняла в его хореографическом романе центральное место. Концепция, честное слово, заслуживает внимания как минимум в связи с нашим социокультурным ландшафтом. Кто выбирает? Кто делает решительный шаг? Кто поднимается духом выше окружающих, подтягивая их за собой? В России ответ очевиден с тех пор, когда о феминизме и слыхом не слыхивали. Но в плюс к этому у Ноймайера был еще и субъективный фактор: заглавную роль в балете «Татьяна» захотела исполнить прима Диана Вишнева.

Со времен петербургских контактов Вишнева и Ноймайер жили в режиме особых отношений. Суперпрофессионалы, готовые временами идти навстречу друг другу, а временами упрямо стоящие на своем, они прошли притирку временем и работой и словно притерлись друг к другу. Независимо отзываются друг о друге с особым почтением и в абсолютном общем порыве готовы часами пропадать в танцевальном классе — оба перфекционисты, доводящие работу до идеального блеска. За прошедшие со дня первой встречи годы Мастер и Балерина повзрослели и стали мудрее. Сейчас нам предстоит узнать, как им в этом чудном состоянии видится история на все времена.

По слухам, репетиции шли очень непросто. Но из театра же доносились вести, что артисты вкладываются в спектакль с головой, без оглядки. Уже известно, что по сравнению с гамбургской премьерой московская Татьяна получит больше возможностей выразить себя. Что абсолютно верно, иначе зачем было называть балет ее именем.