ТЮЗ в этом году богат на круглые даты. 2 октября, актриса театра Лилиан Наврозашвили отмечает сразу две даты — свой юбилей и 15-летие творческой деятельности на сцене старейшего детского театра России. VashDosug.ru побеседовал с актрисой.

— Вы проработали на сцене ТЮЗа 15 лет. Чем вам особенно дорог этот театр?

— Я счастлива работать с этими людьми, которые научили меня понимать, что такое специфика работы в детском театре. Сейчас в этом мало кто разбирается: ставя детский спектакль, либо в поддавки с детьми играют, либо рисуют на них карикатуру. А в ТЮЗе работают уникальные артисты школы Корогодского, у которых можно учиться и учиться. Для меня настоящее счастье выходить на сцену с Игорем Шибановым (чей юбилей мы недавно отмечали) в спектакле «Неделя, полная суббот», где он играет моего папу. Я всякий раз словно возвращаюсь в детство, которое до сих пор не закончилось, — а так ведь и должно быть у артиста детского театра. Мы все время играем — это наша естественная потребность. Только мы не как политики, которые играют в свои страшные игры, — мы пытаемся быть искренними и непосредственными… У меня уже двое детей, но я считаю, что смогла надолго задержать свое детство. Поэтому ТЮЗ — мой дом родной. И я с ужасом думаю о том, что меня могли бы пригласить в другой театр, где нет этих прекрасных людей, которые всегда честно мне скажут в лицо, когда я что-то недотягиваю в роли. И если похвалят-то от души, а не потому, что захотят польстить…

— Как вы оцениваете свою сегодняшнюю позицию в театре?

— Не хотелось бы впадать в излишний пафос, но я думаю, что вступила в некий период равновесия и гармонии. Ушли нездоровые юношеские амбиции, но пришли спокойствие и опыт, которые дают уверенность в том, что лучшие мои роли, быть может, уже не за горами. Со мной моя семья и мой театр — это тоже дает силы.

— Когда пишут о ТЮЗе, чаще всего говорят о «стариках», которые призваны хранить традиции Корогодского, либо о молодежи, которая ломает стереотипы и, вроде бы, строит новый театр. А в чем вы видите миссию среднего поколения ТЮЗа, к которому принадлежите?

— Актеры, представляющие «золотую середину» между умудренными опытом стариками и талантливой, но порой взбалмошной молодежью, служат некими проводниками между этими двумя творческими полюсами ТЮЗа. Они в силу опыта уже могут чему-то научить студентов, которые пополнили труппу, но и по-партнерски имеют право творчески взаимодействовать со стариками, которым совсем недавно только «смотрели в рот». Конечно, актеры нашей возрастной группы и так довольно плотно заняты в репертуаре, но мне кажется, что они заслужили, чтобы на них поставили отдельный спектакль, где был бы востребован социальный и творческий опыт этого поколения — не «шестидесятников», и не так называемого next, а тех, кто мужал в «нулевые».

Я тут выступаю скорее «за своих», чем за себя лично: у меня-то нет ощущения невостребованности. Я благодарна судьбе, театру и постановщикам спектакля за интересную роль Анжелы в недавно нашумевшей премьере ТЮЗа «Ленька Пантелеев», где я еще и пою. Да и нет у меня потребности скакать из премьеры в премьеру — надо поиграть спектакль хотя бы месяца три, чтобы окрепнуть в роли…

— Что вас радует в новой театральной политике ТЮЗа, который все чаще дает поводы говорить о себе?

— Как человек живой и темпераментный (у меня в венах все-таки течет восточная кровь), — я радуюсь тому, что в театре что-то происходит, кипит фестивальная жизнь, затеваются новые проекты… И хотя мне не всегда понятно, по какому принципу выбирается тот или иной материал или постановщик, — поиск всегда лучше застоя. Безусловно, было очень интересно работать с Адольфом Яковлевичем Шапиро на «Короле Лире», где я играла Регану — он не просто незаурядный режиссер, но и необыкновенно глубокий человек. И последняя его постановка «Вино из одуванчиков, или Замри!» — большая работа, которую еще предстоит оценить зрителю. Считаю очень нужным и полезным наш традиционный тюзовский фестиваль «Радуга», который всегда радует талантливыми постановками и новыми именами. Хорошо, что ТЮЗ много гастролирует — значит, наши спектакли интересны не только петербуржцам. В поездках всегда набираешься свежих впечатлений, дающих новый импульс к творчеству.

— Какие из сыгранных ролей стали этапными, позволили увидеть себя по-новому — в профессиональном или личностном качестве?

— Кроме роли Суббастика из детской «Недели, полной суббот», о которой я уже говорила, хотела бы отдельно сказать про работу в спектакле «Анатоль», поставленную Олегом Рыбкиным по одноактным пьесам Артура Шницлера. У меня была там очень интересная роль, где все мое женское, восточное начало, даже какое-то скрытое коварство смогли в полной мере проявиться… И тут не режиссура, а сам материал дал мне возможность отыскать в себе какие-то новые актерские краски. Я всегда выходила на сцену с ожиданием чуда: что-то случится!.. Ну, и «Король Лир», конечно, был настоящей школой: Адольф Яковлевич порой, как дирижер, репетировал, пытаясь добиться от исполнителя совершено определенного звучания ноты… А сегодня любимая роль — Анжела, потому что вообще люблю фарс и трагикомедию. Лирику вот играть, по-моему, не умею. Или режиссер, способный это из меня вытащить, не попадался…

— А что по-настоящему хотелось бы сыграть?

— Очень хочу сыграть Клеопатру и Кармен. Но не в классической трактовке этих персонажей, привычной для публики. А чтобы зритель увидел в них какую-то скрытую боль, трагедию или даже слабость. Ведь те, кто обладает большой властью, редко поворачиваются к нам своей «обратной стороной», о которой мы ничего не знаем… Это пока только мечта, но в расчете на растущие в ТЮЗе творческие свободы, я бы хотела начать работу над материалом, а потом набраться храбрости и предложить его театру…

— Какому опыту вас научила работа в эфире Эльдорадио, а потом на телеканале «СТО»?

— Работа на радио меня научила точнее формулировать мысли и кратко изъясняться — хронометраж был жесткий. А телевидение помогло узнать, сколько интересных людей живет в Петербурге, подарило возможность работать с замечательным Александром Сокуровым на проекте «Читаем «Блокадную книгу». А потом я поняла, что если ты хочешь расти в театре — надо делать выбор. И снова выбрала ТЮЗ.

— А роман с кино вас не вдохновил? Ведь, кроме сериалов, были и полнометражные фильмы — «Волкодав. Из рода Серых псов», «За пределами закона».

— Я все-таки перфекционистка: даже если роль маленькая, все равно читаю сценарий от начала до конца, люблю, чтобы обязательно репетиционный процесс был… В общем, в условиях съемки сериала требую невозможного. А хочется работать с крупными режиссерами над серьезным — лучше историческим! — материалом.

P.S. Мама совсем не случайно назвала актрису в честь звезды Голливуда Лилиан Гиш. Муза великого Гриффита, как известно, тоже родилась в начале октября и за свои 99 лет успела не только заработать почетный «Оскар», но и сделать карьеру в театре. Какие ваши годы, Лилиан…