В Центре им. Вс. Мейерхольда поставили модный спектакль-аттракцион.

«Норманск» — спектакль-квест. На пяти этажах в 12 комнатах 60 актеров разыгрывают повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Зритель волен перемещаться, как ему вздумается. Правда, от выбора маршрута зависит, какой спектакль вы в итоге увидите. Самые неожиданные моменты этой «экскурсии» — в репортаже «ВД».

За колючей проволокой
У входа в ЦИМ — толпа жаждущих увидеть выдуманный город Норманск. Запускают группами по шесть человек. Внутри — полумрак. К лифту приходится пробираться почти на ощупь, в густом дыму удается разглядеть только красные огни заграждений, колючую проволоку на перилах… У лифта встречает девушка-проводник, она направляет зрительские группы на разные этажи. Мне «достается» третий. У входа — строгий юноша в белом халате. Он предлагает надеть шляпы-накомарники, раздает план-схему Норманска, проводит подробный инструктаж: «Главные правила просты. Накомарники снимать нельзя. Если снимете — вас выведут в ту же минуту. Можете перемещаться по Норманску по своему усмотрению. Выключите мобильные, разговаривать нельзя».
Попадаю в задымленную комнату — электрический стул, на нем сидит десятилетний мальчик. Его громко допрашивают двое субъектов в серой форме. Слышен жуткий треск и скрежет, затем субъекты падают, судорожно извиваясь на полу, мальчик встает со стула и уходит. Зачем это все, пока непонятно. Оставаться в пустой комнате смысла нет, выхожу в коридор, иду к лестнице. Внутренние помещения Центра Мейерхольда невозможно узнать. На стенах — пакеты с кровью, на ступеньках — грязные листовки с призывами «Хватит жестокости, люди! Мокрецы нам не враги!».
Правая и левая лестницы — тоже место действия, здесь «живут» странные существа в очках с забинтованными телами. Они еле передвигаются, некоторые только ползают. Если перед тем, как идти в ЦИМ, повесть Стругацких вы не читали, понять, кто это, вам вряд ли удастся. Тем же, кто, как и я, знаком с сюжетом «Гадких лебедей», сразу станет ясно: это те самые мокрецы, которые умственно превзошли обычных людей.

Дети с браком
На втором этаже выстроена комната-квартира вполне в советском духе. Однотипная дешевая мебель, красный торшер, крохотная кухня… Здесь жарит самые настоящие котлеты полноватая блондинка в аляповатом платье (опять же, если читали Стругацких, вам нетрудно будет догадаться, что это Лола, бывшая жена главного героя — писателя Виктора Банева). Трещит на сковородке масло, запах жареного мяса разносится по всему этажу… Заходит бородатый мужчина в очках (это и есть Банев), начинает разговор о дочери Ирме. Девочка, по словам матери, «сумасшедшая тварь, совершенно отбившаяся от рук», и ее надо бы пристроить в какой-нибудь пансионат. Назревает скандал. Уйти, не узнав, чем все закончится? Решила остаться. Но семейная сцена внезапно обрывается. На пороге комнаты появляется девочка лет 10. Никого не стесняясь, она проходит куда-то вглубь «квартиры», бросая в сторону, что разговаривать она ни с кем не будет — «слишком напряженный эмоциональный фон».
Выхожу в темный коридор. Здесь медленно прогуливаются ярко накрашенные девицы в нижнем белье и чулках. Мимо пробегают люди в черном, они кого-то волокут по земле, бьют ногами. Слышен крик. В одной из комнат стоит гигантская кровать под балдахином, на ней — раздетые красотки в ожидании клиентов. Поскольку ждать и им, и мне неизвестно сколько, иду дальше.
Попадаю в ресторан Норманска. Водку в графинах подают услужливые официантки в клетчатом мини, на сцене извивается полуголая певица. Появляется упитанный господин. Двое испуганных парней, сидящих за соседним столиком, немедленно встают, вытягиваются по струнке. Толстяк требует одного из них снять штаны — в знак повиновения… (у Стругацких это сцена с Бургомистром). Снова оказываюсь на лестнице, поднимаюсь на этаж выше.

Больница для всех
Здесь больница. Отчетливо ощущается запах йода, крови и бинтов. Светят красные лампы, звякают инструменты. Медсестры застилают железные койки, в углу кто-то бьется в конвульсиях. Пока я рассматриваю жуткий железный лоток с медицинскими инструментами, появляется Банев. Он ранен. Невесть откуда возникший врач в белом халате начинает перебинтовывать писателю голову, попутно стараясь выяснить, как «больной» на самом деле относится к мокрецам.
Иду дальше. В конце еще одного коридора — школа Норманска. За прозрачным занавесом видна группа детей, которая как-то странно двигается, поет, прыгает. Одни падают, другие сосредоточенно складывают мозаику на полу или рисуют картины из песка…
Завершается все внезапно. Девушки в черном подходят к каждому зрителю и просят пройти в большой зал. Нас сажают вокруг сцены-арены, в центре которой установлена светящаяся пирамида. Вокруг нее — все жители Норманска. Начинается собрание, решающее судьбу мокрецов. Сначала выступают Бургомистр и Лола. Они требуют выслать мокрецов из города навсегда. Потом выходят дети. Маленькая девочка включает микрофон, и мы слышим: «Почему вы решили, что знаете, как нам жить? Мы не хотим быть такими, как вы. Мы хотим отсюда уйти, навсегда. И мы уйдем сегодня, вместе с теми, кого вы выгнали». В зале гаснет свет. Тишина. Занавес.


А также спектакли-квесты:

«Шекспир. Лабиринт»
Театр наций
9 октября, ЧТ

Спектакль-путешествие. Задействовано практически все пространство театра — от основной сцены до буфета и гардероба. Зрители все время находятся в движении, переходят от одного места действия к другому, оказываются в разных исторических эпохах.

«Декалог»
Театр им. Вл. Маяковского, Сцена на Сретенке
19 сентября, ПТ

Спектакль-экскурсия по только что открывшейся Сцене на Сретенке. Главная тема — грехи современного человека. И тут же даются истории из жизни обитателей района Сретенки.

«Норманск»
Центр им. Вс. Мейерхольда, Новослободская ул., 23,
(495) 363-10-43. Билеты: 1350 р.
Ноябрь 2014 (точное расписание — на сайте www.meyerhold.ru)