В «Новой опере» премьера «Поворота винта» — остросюжетного шедевра Бриттена, сделанного ирландской командой.

В опере не так уж много хоррора: Дону Жуану мерещится Командор, Бориса Годунова мучают «мальчики кровавые в глазах», а классический «Призрак оперы» обретается в соседнем жанре. Тем интереснее «Поворот винта», выдержанный в лучших традициях британского ужастика. Его либретто написано по мотивам мистической повести Генри Джеймса (нечитанного в России современника Тургенева). Дело происходит в XIX веке в старинном замке. Молодая гувернантка приглашена в английское поместье, чтобы заняться воспитанием детей-сирот Флоры и Майлса. Вскоре она обнаруживает, что дети находятся во власти призраков умерших — лакея Питера Куинта и его любовницы, тоже гувернантки мисс Джессел. Новая гувернантка пытается защитить сирот от злой воли призраков, но опыта войны с потусторонним у нее нет — молода еще, даром что англичанка. Так что опера захватывает поворотами сюжета, лихими и жесткими, как поворот винта: есть написанное гувернанткой и по наущению призрака уничтоженное мальчиком письмо о помощи, есть странная экономка госпожа Гроуз, словно ведущая двойную игру. Конец, увы, безрадостный: к мальчику в очередной раз является призрак, и ребенок умирает со словами: «Питер Куинт, ты дьявол!»

Чтобы не смущать юные сердца, предусмотрительная «Новая опера» поставила на афишу метку «12+». Театр прав не только из-за сюжета (и глупых изысканий Госдумы). Написанную ровно 60 лет назад оперу Бенджамена Бриттена нельзя назвать ни простой, ни легкой для слуха — с ней справится не всякий взрослый. Но попробовать стоит, камерная опера на два с половиной часа признана шедевром музыки XX века.

Да, «Поворот винта» сложноват и мрачен, но по идее Бриттена в нем заняты всего 6 солистов и 12 оркестрантов, а интерьеры готического замка скрыты в темноте, так что в заботах о бюджете театры ставят его часто. В шестидесятые годы прошлого века британцы даже привозили оперу в Москву, а в 2006-м ее поставил Мариинский театр. Сейчас в честь перекрёстного Года культуры Великобритании и России ее делает в «Новой опере» ирландская постановочная команда — это перенос двухлетней давности спектакля Оперного театра Северной Ирландии, заслужившего хорошую прессу и кассу. Режиссер Оливер Мирс не боится интеллектуальных объяснений, выводя загадки оперы из первоисточника с его «ненадежным рассказчиком» и вопросами к нему фрейдистов, структуралистов и так далее.

Согласно контракту с «Новой оперой», как минимум на два первых спектакля ирландцы везут с собой главных героев. Гувернантку исполнит сопрано Сюзанна Харелл, уроженка Лондона и красавица с честным взглядом Джейн Эйр. Она окончила Королевский колледж музыки и Национальную оперную студию, собрала полдюжины вокальных наград и ведет непростую жизнь приглашенной солистки — в только что прошедшем сезоне дебютировала в оперных партиях Франческо Кавалли (раннее барокко, XVII век), Курта Вайля и Бриттена. С сиротой Майлзом тоже интересно: его роль исполнит дискант Том Дизли — он живет в Белфасте и обучается пению у музыкального руководителя собора Святого Петра, а в опере дебютировал только что, в феврале, в постановке Оперного театра Северной Ирландии. Словом, откуда ни посмотри, премьера в «Новой опере» заслуживает внимания — этот ужастик гораздо изысканнее среднестатистических.