В Москву с сольными выступлениями возвращается некогда лучшая балетная пара Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев.

Тому, кто до сих пор не слышал об этом событии, можно только посочувствовать. Разговоры о нем идут весь сезон, к началу предварительной продажи билетов в кассах МАМТа очередь строилась с 6.00, а к 12.00 в ней уже наводила порядок охрана. Нет, легендарных театральных боев с конной милицией не было — где она сейчас, та конная милиция, но ажиотаж случился небывалый. Балетоманам и примкнувшим к ним причины объяснять не надо. А непосвященным — очень и очень: ну пара солистов балета, ну сольная программа, отчего сыр-бор?

Широкой публике балерина Наталья Осипова и танцовщик Иван Васильев стали известны гораздо позже, чем театралам. Если точно — три года назад, когда они, самая перспективная, самая преуспевающая пара Большого театра, в один прекрасный день хлопнули дверью и ушли. Тогдашний повод — распределение ролей — сегодня никто и не вспомнит. Артисты утверждали, что им нужно больше творческой свободы и больше ролей. Самым обидным для Большого театра было то, что свободу и роли они пошли искать в петербургский Михайловский театр, что формально понижение статуса. В итоге Осипова и Васильев превратились в почти революционеров, бешено обожаемых Петербургом, и международных звезд с тотальной звездной занятостью.

Откуда же они взялись? Прекрасная половина этой пары в семь лет пришла в балерины, уже побывав гимнасткой. Десять лет назад, сразу после выпуска, она дебютировала на сцене Большого Одеттой в концерте Московской академии хореографии. Публика шушукалась, что это любимица ректора Марины Леоновой, в чьем классе она выпускалась. Но Осипова оказалась не выдвиженкой, а любимицей по заслугам, и не подкачала: через четыре года она уже ведущая солистка, а еще через два — прима-балерина Большого театра. Впрочем, разглядел юное дарование не только Большой.
К моменту повышения статуса в родном театре Осипова очаровала на гастролях публику Ковент-Гарден и получила Британскую Национальную премию в области танца. С подачи Нины Ананиашвили стала приглашенной балериной Американского балетного театра, станцевав в Метрополитен сначала Жизель и Сильфиду, а потом Китри в «Дон Кихоте», Джульетту, принцессу Аврору в «Спящей красавице». Тогда же, в урожайном 2010-м, Наташа Осипова пришлась ко двору в Гранд Опера как непосредственная девочка Клара в «Щелкунчике» и воображуля-Балерина в «Петрушке», впервые станцевала в спектаклях Ла Скала и Ковент-Гарден. Словом, девочка выросла, и Большому театру пришлось это заметить. Но птичка тут же упорхнула, к тому же не одна.

Другая половина этой пары, Иван Васильев, просто излучает надежность. Вырос он в семье военного и полного тезки знаменитого балетного артиста Владимира Викторовича Васильева. Танцу учился в Днепропетровске и Минске, а заприметили его тоже еще юнцом, когда на сцене Национальной оперы Беларуси он блеснул техничным танцем Базиля в «Дон Кихоте» и Али в «Корсаре». До Москвы долетели вести: в Минске завелся потенциальный Спартак, надо брать. Так в 2006-м, двумя годами позже Наташи, Иван Васильев объявился в труппе Большого театра, где дебютировал в партии Базиля в «Доне Кихоте» и положил всех на лопатки в роли Спартака. Премьером, проскочив звание ведущего солиста, он стал в один день и в одном приказе с Наташей 1 мая 2010 года.

Формально Иван Васильев — эталонный «технарь» с силовым маскулинным стилем, сумасшедшим верчением и убойными прыжками за гранью реальности. Но с первых же ролей он обещал в танце нечто большее. Одним из первых — может быть, раньше самого Васильева — это разглядел Алексей Ратманский, доверивший «вечному Спартаку» и «вечному Базилю» роль романтичного Поэта в «Утраченных иллюзиях». Все вдруг увидели, что вместо приземленного парня с исключительным здравым смыслом на сцене оказался творец — трепетный и разочарованный, порывистый и меланхоличный. Его физические данные не принца, но воина оказались тому не помехой. Так что вряд ли стоило удивляться его появлению в звездном мировом проекте «Короли танца» и… к уходу из Большого с его лучшей девчонкой. Ныне к дорожной карте Ивана Васильева приложен постоянный контракт с Американским театром балета, где он обычно танцует в паре с Натальей Осиповой, и множество престижных контрактов на лучших сценах мира.

Непафосное возвращение в Москву у звездной пары произошло недавно. Наталья Осипова танцевала на некогда родной сцене уже как прима Королевского балета Ковент-Гарден, Иван Васильев солировал в спектакле МАМТа. Но продюсер Сергей Данилян, умеющий устраивать балетные залпы, придумал для них персональный триумф. Рисковал он только в одном — межсезонье не лучшее время для сюрпризов. Все остальное запрограммировано на успех.

Ставить программу «Соло для двоих» будут три абсолютно разных современных хореографа, и такого внимания к своим нуждам артисты редко могут добиться. Mea Culpa авторства Сиди Ларби Шеркауи обещает хорошие идеи, у этого постановщика очень зоркий глаз на привычные заморенному цивилизацией европейцу явления, одноактный спектакль пойдет в сопровождении Ансамбля «Академия» (Франция) и дирижера Франсуа Лассарра. Ради второй одноактовки Passo и хореографа Охада Нахарина звездная пара специально приезжала на репетиции в Израиль, чтобы работать на отличной репетиционной базе знаменитой Батшева Данс Кампани. Третья часть трилогии оказалась самой непростой. Изначально продюсер планировал дать Наталье Осиповой и Ивану Васильеву «Кармен» Ролана Пети, но владельцы прав выдвинули странные условия, и от затеи пришлось отказаться. Впрочем, оно и к лучшему: вместо «Кармен» публика увидит опус Facada в хореографии и режиссуре Артура Пита, использовавшего для музыкального сопровождения постановки в том числе традиционное пение фаду.

На радость ревнителям авторских прав соцсети очень скупо делятся новостями о процессе. Но фотографии репетиций и цитата из Охада Нахарина уже есть: «Это еще не совершенно, но уже блистательно». Только представьте, что получится в итоге.