В Большом — российская премьера международного проекта с идеальным составом авторов.

У Дианы Вишневой есть несносная привычка трудиться. Калибр ее таланта и нынешний статус таковы, что благодаря этой привычке она вовлекает в свою орбиту много разных умных и талантливых людей. А они, умные-талантливые, которые и сами по себе великолепны, вместе начинают фонтанировать самыми изысканными идеями, и шансы на рождение шедевра вырастают в разы. В результате все новых и новых опытов Вишневой и ее друзей балетные критики тешат себя иллюзией, что искусство танца остается нужным, актуальным, любимым и вообще самым-самым.

А зрители, самые разные зрители, исподволь в крайне привлекательных и доступных формах резко повышают свой зрительский и общечеловеческий IQ. Судите сами. Обе грани этого двойного проекта вполне достойны самостоятельного показа. Обе сделаны специально для Дианы Вишневой ведущими современными хореографами. Первый спектакль «Переключение/Switch» на музыку Дэнни Эльфман ставил Жан-Кристоф Майо, главное лицо Балета Монте-Карло, обладатель собственного взгляда на мир и собственного крайне элегантного стиля. Большой театр договорился с ним о постановке «Укрощения строптивой» в конце этого сезона на музыку Шостаковича, с нетерпением ждем. А нынешний спектакль он ставил на двух дам и одного мужчину, и если достоинства Гаэтано Морлотти вы сможете определить сами, то про дам можно сказать уверенно — они великолепны.

Первая — затеявшая всю эту историю Диана Вишнева. А вторая — муза хореографа Майо и всего Балета Монте-Карло стильная Бернис Коппьетерс, над которой не властны годы и о бстоятельства.С равнивать дам невозможно, у каждой своя планета. Особнячком заметка: если нужны дополнительные аргументы, то костюм Вишневой для этой постановки создал Карл Лагерфельд.

Вторая часть «Граней» называется «Женщина в комнате» (Woman in а Room) — и это соло Вишневой. Но без второй гранд-дамы тоже не обошлось: ставила спектакль большая умница и талантище Каролин Карлсон. Вообще-то она инопланетянка, мыслит объемно и сплошь картинками, но иногда еще руководит Национальным центром балетного искусства в Рубэ, Франция. В наших широтах ее узнали и полюбили за инфернальные «Образы» и «Голубую леди» на музыку гуманного мультиинструменталиста Рене Обри, которого она же и подвигла писать музыку для балетов, преимущественно своих.

Та же волшебная связка композитор–постановщик сработает и сейчас. Использована также музыка знаменитого виолончелиста Джованни Солима, способная окутать человека на сцене минимальным количеством звуков, как самой густой вуалью. Еще обещаны любимые Каролин Карлсон фото и видео, впрочем, у этого автора они никогда не загораживают главного, танцующего героя. Хореограф, композиторы и сама Диана Вишнева поразмыслят о внутреннем мире женщины, а такого рода погружение для умных людей всегда оказывается бесконечным, как мир.

К погружению приглашаются все, кто способен увидеть эту бесконечность, а также оценить принимаемые ею формы. Добавить разве, что мировая премьера «Граней» (в англоязычном прокате On the Edge) готовилась почти год и прошла в центре искусств «Сегерстрём»в Калифорнии в минувшем ноябре с громадным успехом. Осталось придумать, как попасть на Новую сцену Большого театра хотя бы в один из трех вечеров показа.

фото: архив журнала