Лейла Гучмазова
17 марта 2014

Полюбить до смерти

Историю любви от Джона Ноймайера теперь танцует балет Большого театра.

Большой театр полтора года назад уже рассказывал эту историю. Тогда она была оперой «Травиата» Верди: куртизанка влюбляется в обожающего ее молодого человека и сбегает с ним от светской жизни в сельскую идиллию. Но приходят денежные проблемы, в дело вмешивается отец «большого мальчика», и святая душой куртизанка вынужденно возвращается к прежней разгульной жизни. Финал — она быстро гибнет.

Культурные девушки любят мурлыкать арию умирающей Виолетты в минуту депрессии, настолько точно она отражает звуки душевных мук. Но — без иронии. Пронзительный трагизм этой истории не оставляет равнодушным. Даже когда вместо гениального Верди главным рассказчиком становится хореограф Джон Ноймайер, подбирающий музыку для своих целей. Ноймайер славен своим интеллектуальным подходом. В случае с парижской куртизанкой он не стал калечить шедевр Верди (как поступил с «Кармен» Бизе известный композитор), а обратился к Шопену. И неспроста: польский красавец был любимцем парижских салонов примерно того же времени, в котором жили прототипы главных героев, и расслышать в его опусах историю куртизанки не составляет труда. Тем более для Ноймайера, человека с чутким ухом.

Сонаты и прелюдии, полонезы и Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром становятся музыкой его куртизанки. Сама она превращается в Маргариту, возвращаясь к литературному первоисточнику Дюма-сына. Но в своей новой реальности хореограф попадает в любимую ловушку: он не в первый раз обрамляет сюжет воспоминаниями героев и устраивает «балет в балете», отсылая главную героиню к ее предшественнице и коллеге, балетной Манон Леско. От падшей Манон тоже отвернулись все близкие, она зачахла, как и Маргарита. Весь этот нежный наивный постмодернизм интеллигентски остраняет действие спектакля и заставляет вспомнить время его создания: он родился в Штутгартском балете в 1978-м, а тремя годами позже зажил в Гамбурге, и эта редакция пойдет в Большом. Артисты балета эту мелодраму обожают.

Они видят в ней такие глубины психологизма, такое точное попадание в струны сердца, что зрителю волей-неволей остается им верить. Главные герои имеют шансы показать актерское мастерство в дуэте, и дуэт из «Дамы с камелиями» — популярнейший концертный номер. Ругать его за мелодраматизм — занятие неблагодарное, в контексте полноценного спектакля он порой выглядит романтикой. Как и все опусы Ноймайера, этот спектакль очень зависим от исполнителей. Предвидя эту напасть, Большой приготовил несколько комплектов солистов. Первой парой будут идеальная Маргарита — Светлана Захарова и дебютант Давид Залеев. Тот самый Залеев, что прославился на последнем конкурсе артистов балета в Москве, был изгнан за драку из петербургской Вагановской академии и теперь будоражит Казанский театр оперы и балета сочетанием таланта и нелюбовью к дисциплине. От того, как звездный мальчик покажется в премьере, зависит его дальнейшая судьба в Большом. Главных героев с идеальными пропорциями там сейчас не найдешь.

фото: архив журнала

Отзывы о «Полюбить до смерти»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.

2 марта (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 2 марта (сб) | 20:00

Мольер в переводе Дмитрия Быкова со звездами «Гоголь-центра» в главных ролях.