Лейла Гучмазова
17 марта 2014

Полюбить до смерти

Историю любви от Джона Ноймайера теперь танцует балет Большого театра.

Большой театр полтора года назад уже рассказывал эту историю. Тогда она была оперой «Травиата» Верди: куртизанка влюбляется в обожающего ее молодого человека и сбегает с ним от светской жизни в сельскую идиллию. Но приходят денежные проблемы, в дело вмешивается отец «большого мальчика», и святая душой куртизанка вынужденно возвращается к прежней разгульной жизни. Финал — она быстро гибнет.

Культурные девушки любят мурлыкать арию умирающей Виолетты в минуту депрессии, настолько точно она отражает звуки душевных мук. Но — без иронии. Пронзительный трагизм этой истории не оставляет равнодушным. Даже когда вместо гениального Верди главным рассказчиком становится хореограф Джон Ноймайер, подбирающий музыку для своих целей. Ноймайер славен своим интеллектуальным подходом. В случае с парижской куртизанкой он не стал калечить шедевр Верди (как поступил с «Кармен» Бизе известный композитор), а обратился к Шопену. И неспроста: польский красавец был любимцем парижских салонов примерно того же времени, в котором жили прототипы главных героев, и расслышать в его опусах историю куртизанки не составляет труда. Тем более для Ноймайера, человека с чутким ухом.

Сонаты и прелюдии, полонезы и Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром становятся музыкой его куртизанки. Сама она превращается в Маргариту, возвращаясь к литературному первоисточнику Дюма-сына. Но в своей новой реальности хореограф попадает в любимую ловушку: он не в первый раз обрамляет сюжет воспоминаниями героев и устраивает «балет в балете», отсылая главную героиню к ее предшественнице и коллеге, балетной Манон Леско. От падшей Манон тоже отвернулись все близкие, она зачахла, как и Маргарита. Весь этот нежный наивный постмодернизм интеллигентски остраняет действие спектакля и заставляет вспомнить время его создания: он родился в Штутгартском балете в 1978-м, а тремя годами позже зажил в Гамбурге, и эта редакция пойдет в Большом. Артисты балета эту мелодраму обожают.

Они видят в ней такие глубины психологизма, такое точное попадание в струны сердца, что зрителю волей-неволей остается им верить. Главные герои имеют шансы показать актерское мастерство в дуэте, и дуэт из «Дамы с камелиями» — популярнейший концертный номер. Ругать его за мелодраматизм — занятие неблагодарное, в контексте полноценного спектакля он порой выглядит романтикой. Как и все опусы Ноймайера, этот спектакль очень зависим от исполнителей. Предвидя эту напасть, Большой приготовил несколько комплектов солистов. Первой парой будут идеальная Маргарита — Светлана Захарова и дебютант Давид Залеев. Тот самый Залеев, что прославился на последнем конкурсе артистов балета в Москве, был изгнан за драку из петербургской Вагановской академии и теперь будоражит Казанский театр оперы и балета сочетанием таланта и нелюбовью к дисциплине. От того, как звездный мальчик покажется в премьере, зависит его дальнейшая судьба в Большом. Главных героев с идеальными пропорциями там сейчас не найдешь.

фото: архив журнала

Отзывы о «Полюбить до смерти»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

6 августа (пн) | 19:00 | Новая опера, опера 6 августа (пн) | 19:00

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

Выбор редакции

18 июля (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 18 июля (ср) | 19:00

Хибла Герзмава в роли Медеи.

18 июля (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 18 июля (ср) | 19:00

Чудный Островский с Евгением Стебловым в роли богатого московского купца.

18 августа (сб) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 18 августа (сб) | 20:00

Спектакль Игоря Яцко, в котором карточных шулеров играют женщины.

28 июля (сб) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 28 июля (сб) | 19:00

Аккуратная версия знаменитого романа с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны.

24 июля (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 июля (вт) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

22 июля (вс) | 19:30 | Современник, драма 22 июля (вс) | 19:30

Валентин Гафт и Саид Багов размышляют о смысле жизни.