Историю любви от Джона Ноймайера теперь танцует балет Большого театра.

Большой театр полтора года назад уже рассказывал эту историю. Тогда она была оперой «Травиата» Верди: куртизанка влюбляется в обожающего ее молодого человека и сбегает с ним от светской жизни в сельскую идиллию. Но приходят денежные проблемы, в дело вмешивается отец «большого мальчика», и святая душой куртизанка вынужденно возвращается к прежней разгульной жизни. Финал — она быстро гибнет.

Культурные девушки любят мурлыкать арию умирающей Виолетты в минуту депрессии, настолько точно она отражает звуки душевных мук. Но — без иронии. Пронзительный трагизм этой истории не оставляет равнодушным. Даже когда вместо гениального Верди главным рассказчиком становится хореограф Джон Ноймайер, подбирающий музыку для своих целей. Ноймайер славен своим интеллектуальным подходом. В случае с парижской куртизанкой он не стал калечить шедевр Верди (как поступил с «Кармен» Бизе известный композитор), а обратился к Шопену. И неспроста: польский красавец был любимцем парижских салонов примерно того же времени, в котором жили прототипы главных героев, и расслышать в его опусах историю куртизанки не составляет труда. Тем более для Ноймайера, человека с чутким ухом.

Сонаты и прелюдии, полонезы и Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром становятся музыкой его куртизанки. Сама она превращается в Маргариту, возвращаясь к литературному первоисточнику Дюма-сына. Но в своей новой реальности хореограф попадает в любимую ловушку: он не в первый раз обрамляет сюжет воспоминаниями героев и устраивает «балет в балете», отсылая главную героиню к ее предшественнице и коллеге, балетной Манон Леско. От падшей Манон тоже отвернулись все близкие, она зачахла, как и Маргарита. Весь этот нежный наивный постмодернизм интеллигентски остраняет действие спектакля и заставляет вспомнить время его создания: он родился в Штутгартском балете в 1978-м, а тремя годами позже зажил в Гамбурге, и эта редакция пойдет в Большом. Артисты балета эту мелодраму обожают.

Они видят в ней такие глубины психологизма, такое точное попадание в струны сердца, что зрителю волей-неволей остается им верить. Главные герои имеют шансы показать актерское мастерство в дуэте, и дуэт из «Дамы с камелиями» — популярнейший концертный номер. Ругать его за мелодраматизм — занятие неблагодарное, в контексте полноценного спектакля он порой выглядит романтикой. Как и все опусы Ноймайера, этот спектакль очень зависим от исполнителей. Предвидя эту напасть, Большой приготовил несколько комплектов солистов. Первой парой будут идеальная Маргарита — Светлана Захарова и дебютант Давид Залеев. Тот самый Залеев, что прославился на последнем конкурсе артистов балета в Москве, был изгнан за драку из петербургской Вагановской академии и теперь будоражит Казанский театр оперы и балета сочетанием таланта и нелюбовью к дисциплине. От того, как звездный мальчик покажется в премьере, зависит его дальнейшая судьба в Большом. Главных героев с идеальными пропорциями там сейчас не найдешь.

фото: архив журнала