Лейла Гучмазова
17 марта 2014

Полюбить до смерти

Историю любви от Джона Ноймайера теперь танцует балет Большого театра.

Большой театр полтора года назад уже рассказывал эту историю. Тогда она была оперой «Травиата» Верди: куртизанка влюбляется в обожающего ее молодого человека и сбегает с ним от светской жизни в сельскую идиллию. Но приходят денежные проблемы, в дело вмешивается отец «большого мальчика», и святая душой куртизанка вынужденно возвращается к прежней разгульной жизни. Финал — она быстро гибнет.

Культурные девушки любят мурлыкать арию умирающей Виолетты в минуту депрессии, настолько точно она отражает звуки душевных мук. Но — без иронии. Пронзительный трагизм этой истории не оставляет равнодушным. Даже когда вместо гениального Верди главным рассказчиком становится хореограф Джон Ноймайер, подбирающий музыку для своих целей. Ноймайер славен своим интеллектуальным подходом. В случае с парижской куртизанкой он не стал калечить шедевр Верди (как поступил с «Кармен» Бизе известный композитор), а обратился к Шопену. И неспроста: польский красавец был любимцем парижских салонов примерно того же времени, в котором жили прототипы главных героев, и расслышать в его опусах историю куртизанки не составляет труда. Тем более для Ноймайера, человека с чутким ухом.

Сонаты и прелюдии, полонезы и Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром становятся музыкой его куртизанки. Сама она превращается в Маргариту, возвращаясь к литературному первоисточнику Дюма-сына. Но в своей новой реальности хореограф попадает в любимую ловушку: он не в первый раз обрамляет сюжет воспоминаниями героев и устраивает «балет в балете», отсылая главную героиню к ее предшественнице и коллеге, балетной Манон Леско. От падшей Манон тоже отвернулись все близкие, она зачахла, как и Маргарита. Весь этот нежный наивный постмодернизм интеллигентски остраняет действие спектакля и заставляет вспомнить время его создания: он родился в Штутгартском балете в 1978-м, а тремя годами позже зажил в Гамбурге, и эта редакция пойдет в Большом. Артисты балета эту мелодраму обожают.

Они видят в ней такие глубины психологизма, такое точное попадание в струны сердца, что зрителю волей-неволей остается им верить. Главные герои имеют шансы показать актерское мастерство в дуэте, и дуэт из «Дамы с камелиями» — популярнейший концертный номер. Ругать его за мелодраматизм — занятие неблагодарное, в контексте полноценного спектакля он порой выглядит романтикой. Как и все опусы Ноймайера, этот спектакль очень зависим от исполнителей. Предвидя эту напасть, Большой приготовил несколько комплектов солистов. Первой парой будут идеальная Маргарита — Светлана Захарова и дебютант Давид Залеев. Тот самый Залеев, что прославился на последнем конкурсе артистов балета в Москве, был изгнан за драку из петербургской Вагановской академии и теперь будоражит Казанский театр оперы и балета сочетанием таланта и нелюбовью к дисциплине. От того, как звездный мальчик покажется в премьере, зависит его дальнейшая судьба в Большом. Главных героев с идеальными пропорциями там сейчас не найдешь.

фото: архив журнала

Отзывы о «Полюбить до смерти»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

5 декабря (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 5 декабря (ср) | 20:00

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

Выбор редакции

28 ноября (ср) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 28 ноября (ср) | 19:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

22 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 22 ноября (чт) | 19:00

Пронзительный балет Джона Ноймайера по мотивам пьесы Чехова.

23 ноября (пт) | 19:00 | Малый театр, комедия 23 ноября (пт) | 19:00

Грандиозный бенефис актера Василия Бочкарева.

23 ноября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 23 ноября (пт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

1 декабря (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 1 декабря (сб) | 20:00

Необычный спектакль-игра, ставящий эксперименты со зрительским восприятием.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

23 ноября (пт) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 23 ноября (пт) | 19:00

Очень аккуратная версия тургеневского романа о русской революционной эмиграции.

9 декабря (вс) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 декабря (вс) | 19:00

Довоенные берлинские шлягеры в спектакле с лидером группы «Мегаполис».

10 декабря (пн) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 10 декабря (пн) | 19:00

Нежный спектакль Константина Богомолова по трагикомедии Вуди Аллена.

22 ноября (чт) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 22 ноября (чт) | 19:00

Черная комедия от Дмитрия Крымова и его артистов.