Совсем скоро начнется основная программа «Золотой маски». «ВД» — о самых интересных привозных спектаклях, которые могут составить серьезную конкуренцию столичным театрам.

«Дом Бернарды Альбы». Ф.Г. Лорка
31 марта, 1 апреля
Театр драмы им. Волкова, Ярославль, на сцене Театра им. Вл. Маяковского


Ярославский Театр имени Волкова в прошлом году завоевал «Маску» за спектакль «Платонов» — Евгений Марчелли так поднял эмоциональный градус ранней чеховской пьесы, что на актеров впору было вешать таблички: «Осторожно, объект под напряжением». Можно себе представить, какие электрические заряды будут копиться в душах и телах пятерых сестер из пьесы Лорки, заживо погребенных деспотичной матерью. Домашняя тюрьма в спектакле натуралистична и подробна: тут моют пол, подоткнув юбки, и лепят пельмени так, что слышны запахи мяса и лука. Но долго подавляемая женская чувственность в конце концов выплескивается наружу в исступленных испанских танцах. И все это безумие — в двух шагах от зрителей, которые сидят прямо на сцене, а задником для спектакля служит пустующий зрительный зал.

фото: Татьяна Кучарина

«Географ глобус пропил». Алексей Иванов
2 апреля
«Театр-Театр», Пермь, на сцене РАМТа



Для постановки значимой для Перми книги Алексея Иванова «Театр-Театр» пригласил человека со стороны — ученицу Петра Фоменко Елену Невежину. Все-таки это роман не только о конкретном городе — он обо всем потерянном поколении 90-х, а для обобщения нужна дистанция. Прошедшие с тех пор 20 лет — тоже достаточное расстояние, чтобы оглянуться назад и проанализировать время, где одни лихорадочно делали деньги, другие безвольно плыли по течению. Режиссер смотрит на эту эпоху с мягкой женской иронией — весь спектакль на сцене ВИА «Молодость» из той самой песни Чижа, где все влюблены друг в друга. И этот лирический музыкальный комментарий окутывает непутевую жизнь географа Служкина флером ностальгии.

фото: Алексей Гущин

«Макбет. Кино». Уильям Шекспир
3, 4 апреля
Театр Ленсовета, Санкт-Петербург, на сцене Театра им. А.С. Пушкина


Поклонники Юрия Бутусова в ожидании потирают руки — скоро на них обрушится очередной пятичасовой поток безудержной режиссерской фантазии. Но спектакли, поставленные им в «Сатириконе», — «Ричард III», «Король Лир» и даже неистовая «Чайка» — просто цветочки по сравнению с этим «Макбетом». Здесь Бутусов доходит до предела в разработке своего сценического языка. От трагедии Шекспира в спектакле остались рожки да ножки, да и их отыщет не всякий знаток. Жанр, сюжет, диалоги, характеры — все эти привычные нам составляющие театра распадаются, плавятся в жарком тягучем вареве. Происходящее на сцене невозможно и не нужно объяснять логически, к спектаклю нужно подключаться на интуитивном уровне. Актеры транслируют в зал не мысли, не идеи и даже не чувства, а чистую бешеную энергию. Например, леди Макбет Лауры Пицхелаури обходится вообще без слов, протанцовывая свою роль будто на лезвии ножа.

фото:архив журнала

Shoot / Get Treasure / Repeat. Марк Равенхилл
5, 6 апреля
Театр Post, Санкт-Петербург, в Московском музее современного искусства


Спектакли Дмитрия Волкострелова, радикала нового поколения, напротив, подчеркнуто бесстрастны. В своем исследовании границ театра он отменил один из родовых признаков этого искусства — разделение на сцену и зрительный зал. Shoot / Get Treasure / Repeat, поставленный им вместе с Семеном Александровским, похож на компьютерную игру-бродилку. Зрители переходят из зала в зал, где разыгрываются перформансы на тему краха западной цивилизации. Для каждого эпизода политического цикла Марка Равенхилла режиссеры придумали свой подход: где-то зрители слышат одни голоса, где-то смотрят видео, где-то немые мизансцены сопровождаются бегущими по стене титрами. А последняя сцена разыгрывается в фейсбуке, и к дискуссии может подключиться любой желающий

«Онегин» по А.С. Пушкину
7 апреля
Театр «Красный факел», Новосибирск, на сцене Театра им. А.С. Пушкина



В конкурсе нынешней «Маски» два спектакля по пушкинской поэме, так что каждый может выбрать себе по душе. Любителям классики стоит отправиться в Вахтанговский театр, где Римас Туминас без догматизма, но с большой любовью к русской культуре поставил очень красивого, даже эстетского «Онегина». Новосибирский спектакль Тимофея Кулябина, напротив, далек от примет пушкинской поры и нарочито современен. Его герой — это нынешний хипстер, утомленный однообразием бессмысленных ритуалов: завтрак с икрой, танцы со звездами, секс с длинноногой красоткой. И даже страстное чувство порывистой Татьяны, буквально заваливающей предмет обожания любовными письмами, не способно пробудить к жизни этого живого мертвеца. Спектакль сделан изобретательно, зрелищно, с юмором и яркими эффектами. Но история внутреннего опустошения человека, которая скрывается за этим глянцевым фасадом, не менее трагична, чем у Александра Сергеевича.

фото: Юлия Люстарнова

«Литургия Zero». Ф. Достоевский
17 апреля
Александринский театр, Санкт-Петербург, в МХТ им. А.П. Чехова


А вот Достоевский, по мнению режиссера Валерия Фокина, в осовременивании не нуждается, он и так всегда актуален. Особенно когда речь идет о деньгах — главной страсти героев романа «Игрок». В спектакле они сами превращаются в черные шарики, несущиеся на поворотном круге вокруг рулеточного стола — алтаря новой религии. Спектакль не случайно назван «Литургией» — даже костюмы персонажей тут напоминают одеяния священнослужителей. Но выбрав в качестве бога золотого тельца и поставив на zero, герои в конце концов расплачиваются своей душой, разрушаются изнутри. Этот постепенный распад личности виртуозно играет Антон Шагин. С помощью Фокина артист сделал огромный шаг вперед — от амплуа обаятельного простака, которое он
использовал и в кино, и в родном Ленкоме, — к многогранному образу Достоевского. Так что у этого молодого человека определенно большое будущее.

фото: Игорь Игнатов

«Коварство и любовь». Ф. Шиллер
10, 12 апреля
Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург,
на основной сцене Малого театра


Золотая маска» включила в конкурс публицистического «Врага народа» Генрика
Ибсена с Сергеем Курышевым в главной роли и романтическую драму Шилле-
ра «Коварство и любовь», где солируют любимцы молодого поколения — Ели-
завета Боярская и Данила Козловский. В этом спектакле особенно четко про-
явилась новая режиссерская манера Додина — это почти гравюра, холодная,
поблескивающая металлом, строгие линии мизансцен и аскетичные декора-
ции. Дворцовая интрига тут разыграна как шахматная партия, причем у бе-
лых изначально нет шансов, потому что черными играют гроссмейстеры —
президент фон Вальтер Игоря Иванова и блистательная интриганка леди
Мильфорд Ксении Раппопорт. И эту игру нужно видеть — профессионалов та-
кого уровня в России больше нет.

фото: Витвор Васильев


А также
«Враг народа» Ибсена /
Малый драматический
театр — Театр Европы,
Санкт-Петербург / 8 и 11
апреля, Малый театр

«Танец Дели» Вырыпа-
ева / ТЮЗ им. Брянцева,
Санкт-Петербург /
3 апреля в 19.00
и 4 апреля в 16.00 в Теат-
ре наций (малая сцена)

«Тихий Дон» Шолохова /
Театр «Мастерская»,
Санкт-Петербург / 22 и 23
марта в 14.00 в Центре
им. Вс. Мейерхольда