Накануне 8 Марта «ВД» предлагает всерьез разобраться с любовной темой.

«Летние осы кусают нас даже в ноябре»
Мастерская Петра Фоменко

Начнем с «Мастерской Петра Фоменко». Там с недавних пор играют тексты Ивана Вырыпаева. Да-да, вы не ошиблись. Пьесу «Летние осы кусают нас даже в ноябре» в рамках «вечера проб и ошибок» поставила норвежка Сигрид Стрем Рейбо (чей спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается» не первый год лидирует в списке лучших детских постановок). «Я очень устал от деревьев за моим окном, от жены, от собаки, от запаха мыла в туалете... Но больше всего я устал от самого себя» — признается один из героев. И зритель полагает, что Вырыпаев решил разобраться с кризисом среднего возраста. Однако все не так просто. Однажды Сара, называющая себя Еленой (Ксения Кутепова), ее муж Роберт, он же Марк (Томас Моцкус) и их старший приятельДональд, он же Йозеф (Алексей Колубков), собравшись вместе, покурили чего-то забористого. И развеселились до такой степени, что решили выяснить, кто же был в гостях у Сары в прошлый понедельник. А вот этого делать как раз не стоило. Пустяковый вопрос и пара затяжек завели всю троицу в такие душевные дебри, выбраться из которых им вряд ли удастся. Тайный любовник, брат, обманывающий брата, аборт и даже съеденный человеческий палец — вот только малая толика из того, что вываливают герои друг на друга. Потому что текст Вырыпаева, как всегда, оказывается с двойным или даже тройным дном. Если коротко, то «Летние осы...» — о человеческих страстях и нелепейшем стремлении всегда доказывать свою правоту: даже если сам ты в ней не уверен, даже если правда причинит всем боль... Вот потому осы, старые летние осы, о которых давно пора забыть, кусают героев, и пребольно кусают! Отдельного описания достойна вся роль Ксении Кутеповой, а особенно — тончайшей выделки монолог о вечных женских поисках, о страстном желании и невозможности отдаться «всем существом» — слишком уж несовершенными оказываются избранники. Мелкие кудряшки, круглые очки, строгая серая, но, впрочем, подчеркивающая фигуру юбка, ярко накрашенные, но поджатые губы и бездонная сумка, из которой извлекается и плед, и бутылочка для грудного вскармливания, и даже чайник с чаем! Смешная в своей показной строгости, Сара, войдя в раж, вывалит мужу и приятелю все подробности своего адюльтера. И также неожиданно извлечет из сумки целый ворох мужских ботинок, разного цвета и фасона, словно иллюстрируя свои слова о безуспешном поиске одного-единственного мужчины. И прямо на наших глазах начнет пробираться к кому-то по зрительским рядам, вглядываясь в лица. И тут мужская часть небольшого зала встрепенется, подберет животы и расправит плечи. «Какой ужас!» — разочарованно парирует Сара, получше рассмотрев очередного кандидата. И животы тут же выкатятся вновь. «Но если бы нас не спрашивали, как раньше...» — затянет Сара. Фразу эту Вырыпаев оставляет неоконченной, а финал пьесы открытым. Трое, узнавшие друг о друге слишком много, дурачатся, обливаясь водой. А осы? Осы временно не кусаются.

фото Екатерины Цветковой


«Лед»
Театр Narodowy (Польша)

Если ваша избранница предпочитает модные интеллектуальные развлечения, срочно звоните в «Золотую маску»: фестиваль привозит в Москву новый спектакль Константина Богомолова, поставленный в Варшаве. Через два месяца после мрачно-карнавальных «Карамазовых» тот же режиссер выпустил тихий, сдержанный спектакль, проясняющий с одержание нашумевшей постмодернистской саги Владимира Сорокина. Самые жесткие сорокинские тексты герои произносят, спокойно сидя в креслах и словно воспоминая о прошлом. Титры сообщают, что сутенер изуверски «наказывает» проститутку, а на сцене милая рыжеволосая актриса щебечет с пожилым актером. Вместо концерта группы «Ленинград», где герой-студент знакомится с разухабистой девицей, звучит нежная японская песенка. Парочка, как в лодку, садится в черно-красный гроб и со светскими интонациями произносит реплики героев, предающихся сексу в грязной коммунальной ванной... Отстранение удерживает спектакль от быта, подсказывая, что фирменное сорокинское смакование телесного низа лишь прием, за которым — витиеватый черный юмор, пронизывающий весь «Лед». «Жидовская олигархия!» — говорит про «ледяное братство» друг героя, в доказательство цитируя забористое антисемитское высказывание Ференца Листа. Из-за сцены раздаются возвышенные фортепианные аккорды композитора. Так сквозь излюбленный прием Богомолова — помещать знакомую музыку в неожиданный контекст — проступает смысл спектакля: вся история человечества — цепь нелепейших заблуждений, которым подвластны даже самые яркие его представители. Что же касается любви... О ней — подлинной и мнимой — после «Льда» тоже впору задуматься.

фото: KUBA KILJAN / KUZNIA ZDJEC


«Великая магия»
Театр им. Пушкина

Напоследок — спектакль Евгения Писарева, поставленный два года назад в Театре имени Пушкина. Он точно доставит удовольствие и интеллектуалкам, и любительницам ярких зрелищ. В «Великой магии», основанной на знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо, есть все: пародия на высшее общество, отдыхающее на курорте, и поэтичная притча о том, как фокусник (Виктор Вержбицкий) убедил ревнивого мужа (его играет сам Писарев, тонкий и поэтичный актер), что его жена не сбежала с любовником, а уменьшилась в размере и спряталась в шкатулке. Да так убедил, что муж отказывался верить, даже когда жена во всем созналась. Мораль проста: магия иногда важнее, чем реальность.

фото Михаила Гутермана