Большой театр ставит одну из самых мрачных русских опер в грандиозной сценографии.


Все последние попытки Большого театра поставить русскую оперу по итогам распадались надвое. В первой группе оказывались живые постановки с идеями вроде «Евгения Онегина» или «Руслана и Людмилы», и они получали по полной за «непочтительное отношение» к иконам жанра. Во второй скапливались оперные недорослики вроде «Войны и мира», «Пиковой дамы», «Бориса Годунова» или «Чародейки», к жанру почтительные, но любопытные разве что работами артистов. Словом, отношения не складываются. Сейчас в театре очередная попытка.

Для опыта выбрана «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. По слухам, это общее решение театра и дирижера Геннадия Рождественского, увязанное с юбилеем композитора. Поддержать национальный репертуар в афише с помощью «Царской» — дело верное. А вот поставить интересный спектакль — неимоверно сложное. Прежде всего потому, что либретто этой четырехактной махины, написанное с соавтором самим Римским-Корсаковым по одноименной драме Льва Мея, с трудом поддается осмыслению. Опричник Григорий Грязной полюбил купеческую дочь Марфу Собакину, но она просватана за боярина Ивана Лыкова. Дело осложняется тем, что на Марфу положил глаз желающий жениться царь Иван Грозный. С помощью целого клуба заинтересованных лиц, включающего Грязного, его любовницу Любашу, немца-лекаря Бомелия и своры опричников во главе с Малютой Скуратовым, история заканчивается очень плохо. Весь любовный многоугольник за исключением, само собой, царя, убит и растерзан. Опричнина отражена как жуткая черная сила. Куда там итальянским страстям с их изящным ударом кинжала, когда в нашей опере — не дыба, так четвертование.

Ставят спектакль хорошо известные Большому люди. Кроме уже упомянутого музыкального руководителя и дирижера Геннадия Рождественского это режиссер Юлия Певзнер и команда очень достойных художников. С хором, как обычно, возится суперпрофи Валерий Борисов. Составы исполнителей к моменту сдачи журнала еще не определены, но театр официально обещал выставить молодые голоса, чему хочется верить, иначе вся затея грозит обессмыслиться. Пока же гуляют слухи, что петь будут опытнейший бас Владимир Маторин, обаятельная Анна Аглатова, Эльчин Азизов, Николай Казанский, Богдан Волков. Важно предупредить, что художники будут оживлять сценографию исторического спектакля Федора Федоровского 1955 года, захватывающую настолько, что она и спровоцировала интерес Большого театра к «Царской». Сценография спектакля-легенды так грандиозна, что не нуждается в сильных режиссерских решениях и будет формировать масштаб, цвет и вкус премьеры.

Между тем «Царская» в этом сезоне поразительно модна. Только что ее поставил в Михайловском театре режиссер драмы Андрей Могучий. А полгода назад оперный сезон в берлинской Staatsoper открыла «Царская невеста» в постановке Дмитрия Чернякова и музыкального руководителя театра Даниэля Баренбойма. И да, цены авиабилетов в Санкт-Петербург и Берлин вместе с билетами в оперу сопоставимы с премьерными ценами нашего флагмана. Так что в случае чего впечатление можно расширить.