23 октября на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской состоится необычная интернациональная премьера: московский спектакль «Квартет», где сыграют полька, грузин и два петербуржца. А именно: Барбара Брыльска, Кахи Кавсадзе, Игорь Дмитриев и Светлана Крючкова. В «Квартете» – пьесе Рональда Харвуда о четырех оперных звездах, ставящих «Риголетто» Верди в доме престарелых, – зритель увидит популярную актрису Светлану Крючкову в новом амплуа. Ее героиня – по-детски трогательная, наивная певица с неудавшейся судьбой. Наш корреспондент встретился с актрисой накануне премьеры.

– Светлана Николаевна, известно, что вы очень требовательно относитесь к предлагаемым ролям. Чем вас привлек проект «Квартет»?

– Я знаю нашего режиссера Романа Мархолиа не первый год. Мы с ним давно хотели поработать вместе. Пьесу Харвуда я читала и раньше, но желания сыграть в ней у меня не возникало. Тем более ту роль, которую играю сейчас: она казалась мне невнятной. Безумно интересно в моем возрасте попробовать сделать что-то в авангардном жанре. Хотя в полном смысле слова авангардом назвать наш спектакль нельзя. Мы глубоко проживаем свои роли, психологически, со всеми «петельками-крючочками», как по Станиславскому, каждый со своими проблемами, нелепостью, одиночеством, творческими радостями.

В «Квартете» будет и оперное пение, и песни на оригинальную музыку Николая Морозова, музыкального руководителя БДТ, и стихи Киплинга, Оутса, Эмили Дикинсон. В спектакле у меня прекрасные партнеры. Замечательно работает Барбара Брыльска. Мне кажется, наш зритель ее совсем не знает. В «Иронии судьбы» она очень сдержанная, а на самом деле в ней много настоящего внутреннего драматизма, и в этом смысле она может стать для зрителя открытием. Очень трогателен Игорь Дмитриев, трагикомичен Кахи Кавсадзе.

– Расскажите немного о своей героине.

– Я играю Сиссилию Робсон, актрису с нелегкой судьбой. У нас в спектакле она большой беззащитный ребенок. Я играю с абсолютно белыми ресницами, в белом парике и без капли грима. Про мою героиню Кахи говорит: «Посмотри, у нее лицо, как у ребенка: ни одной морщинки. Ее улыбка светится даже в темноте». Она проста в своих сиюминутных реакциях: вмиг может расплакаться, через несколько секунд – рассмеяться.

– Зрители привыкли к тому, что героиня Светланы Крючковой, как правило, женщина сильная: Екатерина II, Лени Рифен-шталь. Сиссилия Робсон в этот ряд никак не вписывается.

– Это стандартный режиссерский стереотип восприятия: раз толстая, значит, сильная. Или: раз толстая, значит, глупая. Ни то ни другое не является правдой. Я круглая, но не всегда сильная.
Я круглая, но не всегда глупая. Режиссер однажды пришел ко мне домой. До этого он видел меня только в театре, со всеми сопутствующими пояснениями: «танк, сильная, наглая». Роман провел у меня дома один вечер. Видел меня с детьми, на кухне. Уходя, он сказал: «Ни за что не поверил бы, что вы такая, если бы не увидел собственными глазами». Теперь у меня есть счастливая возможность показаться в таком качестве, в котором театральный зритель меня не видел никогда.

– В пьесе о старости говорится без прикрас: выпавшие зубы, слабый мочевой пузырь, склероз, помешательство. Понравится ли это зрителю?

– В спектакле нет физиологии. Все наши герои очень милые, симпатичные, привлекательные. Когда Кахи говорит о выпавших зубах, знаете, как смеется зал? В пьесе много и ироничного, и трогательного, и смешного, и драматичного. У моей Сиссилии нет детей. Героиня Барбары – состоявшаяся женщина, звезда, у нее была семья, есть дети, тем не менее она все равно оказывается в доме престарелых. А нужны ли мы на самом деле своим взрослым детям? Это очень большой вопрос. Мало кто может твердо сказать «да».

– Как будет оформлен этот спектакль?

– Зритель увидит на сцене то, что происходит за кулисами. Оперные актеры, которых мы играем, готовятся к главному для них событию года – своему выступлению, но спеть, к сожалению,  не успевают. «Квартет» из «Риголетто» исполняют уже другие. В спектакле поют молодые оперные актеры, очень талантливые, с прекрасными голосами.

– «Квартет» уже кому-то показывали?

– Малому количеству друзей. Реакция была неожиданной. Так, один циничный человек увидел за кулисами маски: «Ой, у вас что, кукольный театр?» А после спектакля вышел со слезами на глазах.

– Что из увиденного в последнее время в театре, кино произвело на вас впечатление?

– Я столько работаю, что ничего не успеваю, даже поспать. К сожалению, жизнь вынуждает работать не столько, сколько хочу, а гораздо больше. У меня досуга как такового не существует. Не могу позволить себе на что-то потратить целый вечер. От меня зависят люди, мой театр. У меня дети, о которых никто, кроме меня, думать не будет.

– В одной из статей о вас было написано, что ваш старший сын Митя женился на француженке и теперь живет во Франции…

– Нет, он живет в Петербурге, работает на Петербургской студии грамзаписи. Его жена (они живут в гражданском браке четыре года) – художница (она делала афиши к моим спектаклям и обложку моего диска), родилась и живет в Париже. Они ездят друг к другу в гости. Сын подбирает музыку ко всем моим спектаклям, сейчас выпустил мой двойной альбом. Первый диск представляет собой сборник песен из спектаклей Большого драматического театра и песни из кинофильмов, начиная с «Большой перемены». На втором я читаю стихи Марии Петровых и Марины Цветаевой.

– Что сейчас репетируете в БДТ?

– Мы ставим спектакль «Блаженный остров» по пьесе Кулиша «Так погиб Гуска». Живет в провинции коллежский асессор, у него семь дочерей (у нас в спектакле шесть). Девушки играют на фортепиано, говорят по-французски. Приходит революция. Но не каждый человек – боец по натуре. Вот и их семья не за белых и не за красных. Они узнают, что есть где-то Блаженный остров без тревог и революций и отправляются туда. Но, оказывается, и там нет покоя. Наш спектакль о том, что в этой жизни нельзя отсидеться за закрытыми ставнями, как бы нам этого ни хотелось.

Дебют

Барбара Брыльска сейчас репетирует роль Джин Хортон в «Квартете» у себя дома, в Варшаве. Она прервала работу, чтобы поговорить по телефону с журналистом «ВД».

– Барбара, это правда, что московский «Квартет» – ваша первая театральная работа?

– Да, это так. После театрального института, который я окончила 35 лет назад, выйду на сцену впервые.

– Волнуетесь?

– Конечно! Как раз перед вашим звонком смотрела видеозапись спектакля и повторяла свою роль. Я часто получала театральные предложения, но было много работы в кино, и с театром как-то не складывалось.

Есть артисты, настолько преданные профессии, что готовы ради новой роли моментально бросить дом, семью. У меня на первом месте всегда была и остается семья, а лишь потом – работа. Я работаю столько, сколько мне нужно денег.

Пьесу я читала и раньше. Но не знала, что Роман Мархолиа сделает из тихой, камерной пьесы такой современный авангардный спектакль и что в нем будет так трудно играть! Артистам нужно много танцевать и петь. Более сложной работы в моей жизни еще не было. Порой я даже жалела, что подписала договор!

– В «Квартете» вы играете звезду. А в обычной жизни ощущаете себя звездой?

– Да, мне пишут письма, все еще узнают на улице, это приятно. Но я знаю, что это такая мелочь… Популярность, известность, все это на самом деле… (о, боже мой, как это сложно сказать по-русски!) не стоит усилий.

– Вы всегда в прекрасной форме. Есть ли у вас какой-то секрет?

– Ну, не всегда. И зеркало говорит, что я уже не та, что была раньше. Секрета никакого нет, наверное, своим внешним видом я обязана генам. Правда, я никогда не пила и не курила. Не могу сказать, что я как-то несу по жизни свою красоту.

Я не хожу в салоны красоты. За всю жизнь была у косметолога раза два-три, и то потому, что меня затащили подруги. Не хожу в парикмахерскую, прически делаю сама. Живу как дерево. И никогда не делаю того, чего мне не хочется. Я человек, покорный судьбе, скромный и никакая не звезда.

Знаете, что меня интересует? Природа. Я по полгода живу на даче, приезжаю в Варшаву только на работу. У меня есть небольшой кусочек земли, где я выращиваю цветы, зелень и даже морковку.