Сергей Женовач выпускает спектакль по «Театральному роману» Михаила Булгакова.

Все началось год назад — на гастролях в Киеве «Студия театрального искусства» посетила дом-музей Михаила Булгакова. Кто бывал на Андреевском спуске, тот согласится: слово «музей» — не совсем точное. Когда ходишь по этим комнатам, кажется, что семейство Булгаковых вот только что куда-то отлучилось. Не удивительно, что вскоре после этого визита Сергей Женовач предложил своим актерам — а их в театре уже три поколения (то есть три разных выпуска курса Женовача в ГИТИСе) — поработать над прозой Булгакова.

В основе этого спектакля — композиция по ранней прозе, ставшей прообразом романа, а также перваяредакциия «Белой гвардии», которая позднее была переработана Булгаковым в пьесу «Дни Турбиных». Театралы со стажем знают, что «Белую гвардию» Женовач впервые поставил десять лет назад в МХТ — спектакль с необычной, скошенной (символ раз и насегда покосившейся после революции жизни) декорацией Александра Боровского, в котором бывшие «менты» Пореченков и Хабенский заявили о себе как об очень серьезных артистах, и сегодня остается в репертуаре.Новое обращение к «Белой гвардии» не случайно. Ведь в «Театральном романе» («Записки покойника» — подзаголовок, данный книге самим писателем) Булгаков описал историю своего сближения с театром и безответной любви к нему. К Московскому художественному театру, принявшему в 1926 году к постановке его пьесу «Дни Турбиных», написанную по роману «Белая гвардия».

В «Театральном романе» история спектакля, который, как известно, любил сам Сталин, передана горько, иронично, местами даже зло, и безнадежно — так, как умел только Михаил Афанасьевич Булгаков. Ну, или начинающий писатель Сергей Леонтьевич Максудов, от лица которого и написан роман. Вот об этой смешной, безнадежной, неизбывной любви к театру, вероятно, и будет новый спектакль Сергея Женовача, который он выпускает с той же командой, что и десять лет назад в МХТ: с художником Александром Боровским, композитором Григорием Гоберником и художником по свету Дамиром Исмагиловым. Писателя Максудова сыграет недавний выпускник Женовача Иван Янковский — и тут впору говорить о третьем поколении династии. Ивана Васильевича, одного из директоров «Независимого театра» (тонкий и точный шарж на самого К.С. Станиславского) — Сергей Качанов. Его секретарь Поликсена Торопецкая (в реальности — легендарная Ольга Бокшанская) явится на сцену в трех лицах с помощью Марии Шашловой, Катерины Васильевой и Евгении Громовой. Кто читал «Театральный роман», тот помнит внушительный список действующих лиц — на сцене появятся почти все актеры СТИ, которых Москва за короткий срок существованих их театра успела полюбить и запомнить. Есть такое выражение «неактерское лицо» — оно означает искренность, неиспорченность, отсутсвие признаков звездной болезни. У артистов Женовача такие лица. Когда они признаются в больной, неразделенной, «иссушающей» (так у Булгакова) любви к театру, им хочется верить.

фото: пресс-служба театра