Первый фестиваль современной хореографии «Context.Диана Вишнева» представит самых разных персон мирового процесса.

Диана Вишнева никогда не была робкой. Ни когда выпархивала на старую, до реконструкции, сцену Большого в легендарном «Дон Кихоте» счастливой 16-летней птахой, только что получив титул «Божественная». Ни когда ломала липнущее амплуа «технички», станцевав поперек советов в Мариинском роль Жизели. Ни, тем более, позже, отправляясь в самостоятельноеплавание по миру в статусе русской прима-балерины. Требующие нечеловеческих усилий идеи Уильяма Форсайта или Эдуарда Локка она воплощала с головокружительным упоением и точностью.

Только ей известно, какие проблемы приходилось одолевать. Но тонны работы всегда дают результат, тем более у таланта. В отличие от звезд своего поколения Вишнева сегодняне пробавляется гламурными чесами и не обороняет свой трон в ожидании почестей. Как и прежде, она часами пропадает в репклассах, работая все тщательнее. Теперь уже эта эволюция качества меняет не только балерину Вишневу, но и подтягивает за собой процесс.

Придуманный ею фестиваль Context посвящен современной хореографии самого разного толка. Приглашенный куратор, худрук Голландского фестиваля танца и большой авторитет в этой области Самуэль Вюрстин, поставил задачу показать как можно больше хореографических «голосов», танц-техник и школ. Причем в программе не только гастрольные спектакли: есть мастер-классы, круглый стол, public talk с публикой, сделанный специально к Context’у вечер российских авторов. О важности такой постановки вопроса говорит показательный факт: чтобы набрать людей для проекта, молодым хореографам (Марина Акелькина, Владимир Варнава, Константин Кейхель) пришлось бросить клич через соцсети. Напрасно кажется, что двадцать с лишним лет contemporary dance в России уже сделали его популярным.

По замыслу куратора, поддержанному Вишневой, участники фестиваля совершенно разные. ОпекаемыйKorzo producties Дэвид Миддендорп прошел традиционную балетную и школу современных техник. В работах соединяет танец, анимацию, компьютерные программы, а в представленной на фесте постановке сочетает поэтичную форму с юмором. Израильтянин Барак Маршаль аттестован как самоучка и изобретатель технически емкого и страстного сюжетного танца. Известный в Москве Ричард Олстон, убежденный представитель американской школы постмодернистского балета, покажет утонченно элегантную историю. Марко Гёке из Штутгартского балета удивит особенным детализированным способом движения. Двух других мастеров из Голландии можно не представлять: мэтры Ханс ван Манен и Иржи Килиан в этом не нуждаются. В программе есть еще молодой автор с правоверной балетной школой Эрик Готье, умеющий развивать свои идеи. И модный в последние сезоны Сиди Ларби Шеркауи с работой In Memoriam, поставленной вообще-то для Балета Монте-Карло.

Известно, что на правильном лугу должны расти разные цветы — имеют право. В текущей нетанцевальной московской жизни это не очень удается, но хотя бы Хореография меняет ситуацию. Фоном к Context’у проходит 13-й фестиваль современного танца «ЦЕХ», поддержанный Годом культуры Россия–Нидерланды. А давшая новому фестивалю импульс Диана Вишнева не только умножила свои возможности. Ее имя стало гарантией качества и моральной опорой для тех, кто все еще сомневается в разнообразии мира.