Полувековой юбилей театр, несколько лет назад покинутый своим создателем Юрием Любимовым, все же отметит. Две новые премьеры помогают осмыслить легендарную историю «Таганки».

«Репетиция оркестра»
6 декабря


Прошлой весной Департамент по культуре принял решение направить в театр группу молодых режиссеров, художников и критиков, которые помогли бы обезглавленному коллективу не то что провести этот странноватый юбилей (юбилей театра, покинутого Мастером!), но как-то осмыслить свою историю. В «Группу юбилейного года» вошли молодые, модные, а главное — полные идей режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский и Андрей Стадников, художница Ксения Перетрухина, критик Дмитрий Ренанский и другие.

По традиции, начатой год назад в бывшем Театре имени Гоголя, наиболее реакционная часть труппы немедленно стала бунтовать. Потому что медленная агония, плохие спектакли, полупустые залы, но стабильная (хотя и небольшая) зарплата длясреднего артиста, к сожалению, милее любого творчества. Группа пришельцев, однако, не сдается: уже сейчас в фойе театра проходит выставка «Попытка альтернативы». Сняв в фойе афиши, старые фотографии, которыми стены последнее время были завешаны с той плотностью и пестротой, как это бывает в сельском клубе, Ксения Перетрухина вернула пространству ту белизну и аскезу бедного театра, которую много лет отстаивал легендарный соавтор Любимова художник Давид Боровский. Кое-где на стенах появились и концептуальные тексты, предлагающие проанализировать, что же все-таки происходит сегодня с театром, величие которого осталось в прошлом, а будущее пока туманно.

«Понять, куда идти дальше и как не заблудиться по дороге, можно лишь внимательно осмотревшись вокруг», — говорится в одном из текстов. Недовольная часть труппы в ответ на это разрисовала стены заборными надписями в стиле «сами дураки» и устроила скандал на открытии выставки. Но пока одни артисты бунтуют, другие, как водится, работают. Не сдающиеся Семен Александровский и Андрей Стадников (работы обоих вы могли видеть на недавнем фестивале «Территория») выпускают сразу две премьеры.

«Репетиция оркестра» Стадникова — это спектакль-портрет сегодняшней «Таганки», сделанный в декорациях прежних любимовских спектаклей Помост из «Шарашки», слеги, с помощью которых пробирались по болоту девушки из «А зори здесь тихие», огромная балка с надписью «Послушайте!» из спектакля о Маяковском — если вы помните и любите спектакли Любимова, вы все это сразу узнаете. А если нет, все равно не сможете заскучать. Хотя бы потому, что действие происходит в самом зрительном зале, прямо среди публики, а участники произносят не пафосные монологи, а записанные в технике вербатим тексты-размышления о том, что такое театральное братство и почему старые актеры говорят «служить в театре», а не «работать». Музыку специально для этого спектакля пишет композитор-авангардист Дмитрий Власик. А само действо содержит элементы сюжета знаменитого фильма Феллини (того самого, в котором оркестранты как могли издевались над дирижером) — он и дал название спектаклю.

«Присутствие»
14 декабря


«Присутствие» Семена Александровского — это спектакль о спектакле. Однажды, лет двадцать назад, Юрий Петрович Любимов произнес на репетиции примерно такую фразу: «В «Добром человеке» очень крепкий каркас — он и пятьдесят лет простоит». Как в воду смотрел: «Доброму человеку из Сезуана» — спектаклю по притче Брехта, с которого, собственно, и началась история «Таганки», — в этом году исполняется полвека. Он выдержал несколько редакций и смену десятков исполнителей, но он жив, и убедиться в этом можно, просто купив билет. Соединив отрывки сегодняшнего «Доброго человека из Сезуана» с уникальными архивными аудио- и видеокадрами, записав монологи актеров разных поколений, Семен Александровский размышляет о том, чем был и чем остается этот спектакль, ставший когда-то точкой отсчета новейшей истории нашего театра.

фото: пресс-центр Театра на Таганке