Фестиваль нового европейского театра набирает обороты.

Юбилейный 15-ый фестиваль NET — подарок даже для самых разборчивых театралов. Лучшее и новое, что есть в европейском театре собрано в одну программу. Работы мастеров соседствуют с постановками новичков-радикалов, легендарные спектакли — со скандальными перформансами. Открылся фестиваль работами безоговорочных мастеров: живого классика Питера Брука и режиссера, которого называют «номером один в Европе» — Кристофа Марталлера. Впечатления от «King Size» и «Волшебной флейты» — в нашем обзоре.

King Size
Театр «Базель»


Кристоф Марталлер своим спектаклем задал фестивалю высочайшую планку. Его King Size как вишенка на торте, как логический финал для всего современного театрального процесса. В своих работах знаменитый швейцарец всегда ниспровергал основы европейской жизни, демонстрируя примитивность обывательского мировоззрения и отрицая всё и вся. Его откровенно скандальные спектакли раздражали зрителей и приводили в дикий восторг критиков. Спектакль, который показали в Москве, удовлетворил и тех, и других. При этом посыл остался неизменным , - Европа живет в пустоте, пустоту множит и пустотой является.
Ничего не важно — ни любовь, ни деньги, ни мысли. «Можно думать, а можно и не думать», — говорит одна из героинь. Марталлер добивается от зрителя приятия данного факта через смех и абсурд. Четверо людей (кто они и кем друг другу приходятся, остается загадкой) существуют в одном пространстве (к слову, это пошлый гостиничный номер с огромной кроватью). Поют себе под нос весь мировой музыкальный репертуар — от Баха до «Битлз», шуршат фантиками от конфет, едят макароны прямо из сумки, много переодеваются, ходят в туалет. Примечательно, что распевая о любви, ни разу на эту самую любовь не решаются. Ситуация выглядит лишенной какой бы то ни было логики. Это такой радикальный абсурд. Но не страшный и не трагичный, напротив — радостный и даже задорный. Марталлер ненавязчиво заставляет зрителей заглянуть внутрь самих себя: может быть, не артист на сцене, а они сами поют на кухне, в постели и туалете? Мыслят клише и о любви говорят словами из пошлой поп-песенки? Виртуозное исполнение музыкального репертуара (артисты при этом находятся не только на середине «комнаты», но и в шкафу, под кроватью или даже в душе), делает этот посыл удобоваримым. Трагическое «вылупляется» из забавного не сразу. Но «вылупляется» обязательно. Другой вопрос, что мы и после спектакля не знаем, как быть с адом повседневности сегодня и впредь.

«Волшебная флейта»
Театр «Бюф Дю Нор»


Питер Брук — 86-летний режиссер-легенда, на счету которого все возможные театральные премии мира, собственный взгляд на систему (основанный на идеях Брехта, Гротовского и Арто), масштабнейшая постановка индийского эпоса «Махабхарата» и т. д., и т. п. Свою версию моцартовской оперы Брук осуществил в Théâtre des Bouffes du Nord. Получилась безупречная шутка-сказка. Никакого оперного пафоса и демонстрации режиссерского «я». Аскетичная сценография (бамбуковые палки и только) и намеренно бедные костюмы. Артисты выходят на сцену босиком. Создается впечатление, что «Флейта» прямо здесь и сейчас поставлена. Или мастера сцены просто дурачатся, или репетируют самостоятельно историю про похищенную Царицу ночи и влюбленных Тамино и Памину. Артисты Брука, к слову, оказались сильны именно умением работать единым ансамблем. Они мастерски друг под друга подстраиваются, оставаясь при этом самодостаточными каждый в своей роли. Прекрасны и убедительны абсолютно все: сентиментельный принц Тамино (Роже Падюллес), нежная Памина (Дима Баваб), забавный Папагено (Тома Долье/Виржиль Франне), лукавый Актер (темнокожий Абду Уологем). Последний — персонаж выдуманный Бруком. Он как настоящий театральный ангел (или демон?), слегка улыбается, глядя на происходящее и изредка советует поступить героям так или эдак.
Всё легко, просто и, кажется, совсем несерьезно. Смысл также обезоруживающе наивен — искусство и сила музыки любого из нас спасет от беды, проведет сквозь ночную мглу, наставит на путь истинный. После современных концептуальных проектов — смотреть и слушать опера в режиссуре Брука — одно удовольствие. В ней мэтр легко отверг и театральные традиции, и веяния театральной моды. Поставил простой и правильный спектакль о том, что всего важнее — искусстве и любви. Увидеть его в Москве было все равно что родниковой воды испить. Немножко прохладно, но безумно вкусно.