Лейла Гучмазова
18 ноября 2013

Икаровы крылья

Российская премьера Иржи Килиана завершит фестиваль DanceInversion.

Самый интеллигентный неоклассик современности Иржи Килиан давно стал любимым автором МАМТа. Совсем недавно, три года назад, это стало сенсацией: МАМТ заполучил себе хореографию удивительного автора первым из российских театров и исполнил ее так достойно, что по итогам сезона получил «Золотую маску» как лучший балетный спектакль и заставил всю Москву говорить о перезагрузке труппы.

Придуманная для Зальцбургского фестиваля в год 200-летия со дня смерти Моцарта «Маленькая смерть» построена на медленных частях двух самых прекрасных и популярных фортепианных концертов Моцарта, так что даже самая дремучая часть зала понимает, что «где-то это слышала» или как минимум замирает. Шесть мужчин, шесть женщин и шесть рапир становятся участниками сложной и очень изысканной игры, каждый ракурс которой достоин главы в учебнике хореографической гармонии. С самой невинной отсылкой к дедушке Фрейду рапиры выполняют роли партнеров в танце, а временами кажутся более своевольными, чем парт неры из плоти и крови. В комплекте немаленькой моцартианы Килиана были и «Шесть танцев», поставленные на «Немецкие танцы», и театр предъявил и их. Тонкая идея хореографа оказалась блестяще донесена до зала: в изысканных, украшенных всемиположенными завитушками танцах отразилось время войн и дворцовых интриг, юмор и музыкальный блеск композитора, перепудренные парики и камзолы не помешали рассмотреть абсурдность изящества в ханжеском и тревожном мире.

Всякий другой театр на этой благостной ноте мог бы и успокоиться. Но двойной «мамтовский Килиан» оказался не разовой вспышкой счастья, а обдуманным долгосрочным проектом. Наверное, дело здесь не только в любви к конкретному хореографу — ее легко разделить. Есть и практическая сторона — не секрет ведь, что с трепетной и в то же время выверенной, как красивая алгебраическая формула, хореографией Килиана плохо монтируется любая другая. И по этому поводу МАМТ не заблуждался, нацелившись на полноценный вечер одного автора. Ровно год назад публике предъявили «Бессонницу» — вычерченную из острых углов, постоянно оплывающих в отрывистых снах, и сплошных поверхностей, что вдруг оказывались условными в сумерках алгебраических формул. А теперь, наконец, довершили картину балетом «Восковые крылья».

Название балета отсылает к античному мифу об Икаре, вопреки советам опытного отца взлетевшем близко к солнцу, растопившему воск его искусно сделанных крыльев. Икар приблизился к светилу и разбился, оставшись символом безрассудного возвышенного полета всякого большого художника. Музыкальная основа соткана из сочинений Генриха Бибера и «большого» Баха с одной стороны, Джона Кейджа и Филиппа Гласса — с другой, швов, как всегда у Килиана, почти не слышно и точно не видно. Упоительно красивы дуэты и трио, где есть место наив ному скольжению по инерции и точеному классическому арабеску. Российская премьера — часть «Вечера балетов Иржи Килиана» в рамках перекрестного Года «Россия–Голландия». Так красиво МАМТ завершит Международный фестиваль современного танца DanceInversion, удивлявший и поражавший публику больше месяца.

Отзывы о «Икаровы крылья»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Ср, 21 фев | Театр им. Ермоловой, драма Ср, 21 фев

Моноспектакль Олега Меньшикова про океан, джаз и одиночество.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.

Премьера

Вт, 27 фев | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 27 фев

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Премьера

Ср, 28 фев | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 28 фев

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.