Лейла Гучмазова
18 ноября 2013

Икаровы крылья

Российская премьера Иржи Килиана завершит фестиваль DanceInversion.

Самый интеллигентный неоклассик современности Иржи Килиан давно стал любимым автором МАМТа. Совсем недавно, три года назад, это стало сенсацией: МАМТ заполучил себе хореографию удивительного автора первым из российских театров и исполнил ее так достойно, что по итогам сезона получил «Золотую маску» как лучший балетный спектакль и заставил всю Москву говорить о перезагрузке труппы.

Придуманная для Зальцбургского фестиваля в год 200-летия со дня смерти Моцарта «Маленькая смерть» построена на медленных частях двух самых прекрасных и популярных фортепианных концертов Моцарта, так что даже самая дремучая часть зала понимает, что «где-то это слышала» или как минимум замирает. Шесть мужчин, шесть женщин и шесть рапир становятся участниками сложной и очень изысканной игры, каждый ракурс которой достоин главы в учебнике хореографической гармонии. С самой невинной отсылкой к дедушке Фрейду рапиры выполняют роли партнеров в танце, а временами кажутся более своевольными, чем парт неры из плоти и крови. В комплекте немаленькой моцартианы Килиана были и «Шесть танцев», поставленные на «Немецкие танцы», и театр предъявил и их. Тонкая идея хореографа оказалась блестяще донесена до зала: в изысканных, украшенных всемиположенными завитушками танцах отразилось время войн и дворцовых интриг, юмор и музыкальный блеск композитора, перепудренные парики и камзолы не помешали рассмотреть абсурдность изящества в ханжеском и тревожном мире.

Всякий другой театр на этой благостной ноте мог бы и успокоиться. Но двойной «мамтовский Килиан» оказался не разовой вспышкой счастья, а обдуманным долгосрочным проектом. Наверное, дело здесь не только в любви к конкретному хореографу — ее легко разделить. Есть и практическая сторона — не секрет ведь, что с трепетной и в то же время выверенной, как красивая алгебраическая формула, хореографией Килиана плохо монтируется любая другая. И по этому поводу МАМТ не заблуждался, нацелившись на полноценный вечер одного автора. Ровно год назад публике предъявили «Бессонницу» — вычерченную из острых углов, постоянно оплывающих в отрывистых снах, и сплошных поверхностей, что вдруг оказывались условными в сумерках алгебраических формул. А теперь, наконец, довершили картину балетом «Восковые крылья».

Название балета отсылает к античному мифу об Икаре, вопреки советам опытного отца взлетевшем близко к солнцу, растопившему воск его искусно сделанных крыльев. Икар приблизился к светилу и разбился, оставшись символом безрассудного возвышенного полета всякого большого художника. Музыкальная основа соткана из сочинений Генриха Бибера и «большого» Баха с одной стороны, Джона Кейджа и Филиппа Гласса — с другой, швов, как всегда у Килиана, почти не слышно и точно не видно. Упоительно красивы дуэты и трио, где есть место наив ному скольжению по инерции и точеному классическому арабеску. Российская премьера — часть «Вечера балетов Иржи Килиана» в рамках перекрестного Года «Россия–Голландия». Так красиво МАМТ завершит Международный фестиваль современного танца DanceInversion, удивлявший и поражавший публику больше месяца.

Отзывы о «Икаровы крылья»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Ср, 29 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 29 ноя

Монументальная историческая опера про допетровскую Россию.

Ср, 29 ноя | Московский театр юного зрителя, драма Ср, 29 ноя

Мрачный спектакль Камы Гинкаса с Елизаветой Боярской в главной роли.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 26 ноя | Современник, драма Вс, 26 ноя

Трагикомедия о запоздалой встрече разлученных войной влюбленных.

Сб, 25 ноя | Гоголь-центр, драма Сб, 25 ноя

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

Чт, 23 ноя | Мастерская Петра Фоменко, драма Чт, 23 ноя

Светлый спектакль фоменок по рассказам Юрия Казакова.

Пн, 27 ноя | Электротеатр Станиславский, драма Пн, 27 ноя

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Новый иммерсивный спектакль «Пиковая дама» и другие постановки Москвы. Куда пойти и как выглядеть на главных премьерах сезона?

Премьера

Вс, 26 ноя | МХТ им. А. П. Чехова, драма Вс, 26 ноя

Мифы революционной утопии в спектакле молодого и талантливого Александра Молочиникова.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Сб, 25 ноя | Барвиха Luxury Village, балет Сб, 25 ноя

Юбилейная программа из фрагментов популярных балетов.