На юбилейный фестиваль Нового Европейского Театра в столицу привезут все самое интересное на мировой сцене. К привычному театру это имеет отдаленное отношение. Но смотреть нужно обязательно.

Фестиваль Net в этом году отмечает 15-летие. И лучшим подарком для зрителей станут спектакли, знакомящие с последними тенденциями европейской сцены. Девиз нынешнего NETa «От спектакля к перформансу» четко показывает, что происходит сегодня — дрейф драматического театра в сторону других искусств: танца, музыки, кино, современного арта. В программе NETа драматические спектакли уступили место экспериментам на стыке жанров, как от прославленных мэтров, так и от молодых, еще не известных у нас режиссеров. Но к ним нужно приглядеться в первую очередь, ведь именно NET открыл для нас когда-то имена Алвиса Херманиса, Виктора Бодо, Кэти Митчелл и многих других.

ТЕАТР + МУЗЫКА
King Size


Спектакль Кристофа Марталера — абсолютный must see для тех, кто мнит себя ценителем современного театра. Один из лучших режиссеров европейской сцены работает в уникальной манере, соединяя грубые и грустные реалии нашей жизни с великолепной музыкой, которая исполняется вживую. Причем кантаты Баха у него могут запросто соединяться с хитами Майкла Джексона — как, например, в этом спектакле, в котором действие разворачивается в роскошном гостиничном номере, на огромной кровати, где двое супругов бесконечно поют о любви, но при этом даже не притрагиваются друг к другу. Постоянная для Марталера тема разобщенности, потерянности людей в современной цивилизации
выливается в эксцентричное и хорошо темперированное шоу с элементами абсурда: холодильник тут может взлететь под потолок, а из сортира может выйти посторонняя старушка с редикюлем. Зрители умирают со смеху, но при этом прекрасно понимают — это все про нас.

Театр «Базель», Швейцария / Центр им. Вс. Мейерхольда / 17, 18 ноября в 20.00


ТЕАТР + ОПЕРА
«Волшебная флейта»


Питера Брука, патриарх мирового театра не раз бывал в Москве со своими спектаклями, но его оперных работ мы еще не видели. Хотя назвать эту «Волшебную флейту» оперой в чистом виде нельзя. Брук, ненавидящий театральные условности, блеск, помпезность и неповоротливость большого стиля, вытравил из шедевра Моцарта всю «оперность» — штампы и расхожие приемы, громоздкие декорации и непонятные масонские символы, чтобы «Волшебная флейта» зазвучала словно впервые, живо и легко. Значительно переработав либретто и партитуру, режиссер поставил оперу как драматический спектакль — с психологической проработкой характеров и ситуаций, с юными героями, которых играют не располневшие примы, а молодые энергичные артисты, без оркестровой ямы и в двух шагах от публики. Говорят, это самая пронзительная из последних работ Брука.

Театр «Бюф дю Нор», Франция / Театр наций / 20, 21 ноября в 20.00

фото: SIMON HALLSTRO


ТЕАТР + КИНО
«Сцены из супружеской жизни»


Голландский режиссер Иво ван Хове — еще одно открытие фестиваля, два года назад он привозил на NET своих «Детей солнца» по Горькому, теперь — спектакль по фильму Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Знаменитый кинорежиссер сам был женат пять раз, пережил несколько разводов, поэтому очень хорошо знал, о чем снимал. Про личную жизнь Иво ван Хове нам ничего не известно, но к сценарию киноклассика режиссер подошел неожиданно: роли главных героев он доверил трем парам актеров, почти как Кира Муратова в своем «Вечном возвращении». А пространство организовал таким образом, что зрители перемещаются по сцене от эпизода к эпизоду, каждый раз меняя угол
зрения и открывая все новые уголки декораций.

«Тонеленгруп», Амстердам / «Дворец на Яузе» / 29, 30 ноября в 19.00

фото: JAN VERSWEYVELD


ТЕАТР + ТАНЕЦ
MEMENTO MORI

Пластический спектакль Паскаля Рамбера, знакомого москвичам по проекту МХТ имени Чехова «Французский театр. Впервые на русском» — пожалуй, самый радикальный опыт нынешнего NETa. Во-первых, зрителей погрузят в кромешную темноту, которая должна обострить все инстинкты и научить довольствоваться слабыми отблесками света. Во-вторых, все танцовщики на сцене будут полностью обнажены, как доисторические, пещерные люди, люди до грехопадения. Паскаль Рамбер заставляет своих артистов двигаться так, словно они это делают впервые в жизни, переходя от первых робких и неуверенных шагов к разнузданному, дионисийскому буйству тел в финале. Раздавленные фрукты — виноград,
бананы, помидоры — актеры потом будут слизывать с кожи друг друга. Так что тем, кого шокирует и отталкивает физиологизм на сцене, лучше остаться дома.

Театр «Женвилье», Франция / Центр им. Вс. Мейерхольда / 25, 26 ноября в 20.00


ТЕАТР + ИНСТАЛЛЯЦИЯ
«Эффект Сержа»


Филипп Кен — имя абсолютно для нас новое, но его небольшой коллектив уже упел снискать успех во многих странах, от холодной Финляндии до жаркой Бразилии. «Эффект Сержа» вообще не похож на спектакль в традиционном понимании — тут нет сюжета, конфликта, героев и исполнителей, а текст несет чисто прикладную функцию. В его основе лежат крошечные инсталляции и перформансы, которые длятся от силы две минуты и создаются с помощью простейших бытовых предметов — радио управляемых игрушек, бенгальских огней, бутылок и пакетиков из-под чипсов. Иронизируя над идеей низкобюджетных постановок «на коленке», к которой режиссеры, как правило, приходят не от хорошей жизни, а от недостатка финансирования, Кен в то же время воспевает творческое начало человека, который способен поэтизировать будни и создавать искусство практически из ничего.

«Вивариум-студио», Франция / Центр им. Вс. Мейерхольда / 3, 4 декабря в 20.00

фото: MARTIN ARGYROGLO