В Москву едет главный театр Чехии. У нас он не был пару десятилетий. В репертуаре — Эльфрида Елинек и Сэмюэль Беккет.

«Чехославкаяи была и остается моей первой любовью», — признается Олег Табаков. В 1968-м он сыграл Хлестакова в пражском театре «Чиногерны клуб» и, по собственному признанию, вкусил такой успех, какого у него не было прежде. Не будем забывать, что в тот же год случилась Пражская весна, так что чешский «Ревизор» стал для Табакова не только опытом славы, но и горьким опытом свободы. Нет ничего удивительного, что и МХТ, и «Табакерка» довольно часто отправляются в Чехию. Странно другое: Чешский Национальный театр не был в Москве с начала 90-х. По значимости для чехов он равен нашему МХТ плюс Большой — в самом главном Пражском театре, основанном еще в 1868-м, идут не только драматические спектакли, но и балет с оперой.

К нам, однако, приедет только драма: пока в Праге мхатовцы будут играть «Позднюю любовь» и «Белую гвардию», на их сцене покажут два спектакля худрука Чешского Национального Михала Дочекала — режиссера среднего поколения, возглавляющего театр с 2002 года, равно известного как постановками по Шекспиру и Чехову, так и собственной версией «Психоза 4.48» Сары Кейн.

Москва увидит два спектакля Дочекала — «В ожидании Годо» по Беккету и «Что случилось после того, как Нора ушла от мужа». Первый спектакль можно было бы назвать традиционной постановкой с поправкой на то, что речь идет о знаменитой пьесе абсурда (какая уж тут традиция!). Второй и вовсе проходит по ведомству радикального искусства. Он основан на сценической фантазии австрийской писательницы Эльфриды Елинек, объединившей две песы Ибсена — «Кукольный дом» и «Столпы общества», перенесшей действие в 30-е годы прошлого века и позволившей себе помечтать о дальнейшей судьбе бунтарки Норы.

Думаете, феминистка Елинек поддерживает героиню? Вовсе нет. Кто читал Елинек (ее книги у нас переводятся крайне скупо) или хотя бы помнит знаменитый фильм Михаэля Ханеке «Пианистка», тот знает, что простые сюжеты и однозначные характеры — не из ее репертуара. Нору Елинек считает крайне отрицательным персонажем — ведь даже избавившись от мужа, та продолжает крутиться, как белка в колесе, чтобы угодить мужчинам. Критикуя ненавистный ей патриархат, Елинек зло и остроумно доказывает, что мир, где женщины потакают мужчинам, главное занятие которых — увеличение прибыли, неминуемо идет к катастрофе. Эту историю Михал Дочекал заострил до фарса и положил на музыку. В спектакле поет и танцует не только Нора — роскошная Катержина Винтерова, считающаяся одной из лучших чешских актрис, — но и целый хор юных работниц-социалисток, в два счета превращающихся в пошлейших домохозяек, стоит только мужчинам взять их замуж. И если вы думаете, что все это имеет отношение только к старой, довоенной Европе, то сильно ошибаетесь: сказка ложь, да в ней намек.

фото: архив журнала