Знаменитая балерина и наследница вагановской школы ставит в МАМТе шедевр Мариуса Петипа.

Некоторые события балетной жизни кажутся ирреальными. Будто не очень давно ленинградская балерина Наталья Макарова считалась неблагодарной снобкой, сбежавшей на Запад во время гастролей вслед за Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым. Однако за четверть века новогороссийского времени ставшая мировой звездой Макарова из знаменитой русской американки превратилась в крупную фигуру российского театрального истеблишмента: она председательствует в жюри петербургского фестиваля Dance Open, выпустила спектакль с Романом Виктюком, регулярно судит российские балетные конкурсы. И все-таки МАМТ сумел с ней договориться и стать первым российским театром, в котором Макарова будет работать на новом уровне — как хореограф. Знаменитая балерина и наследница вагановской школы ставит здесь шедевр Мариуса Петипа «Баядерка» в собственной  редакции.

Такого рода проекты всегда сопровождает доля скепсиса. Не секрет, что допущенный к рулю парижской Гранд-опера Рудольф Нуриев (на сравнение с которым Наталья Макарова обречена) переиначил все классические балеты на свой лад, добавив в них немного милой его душе ориентальности и удвоил мужские партии, чтобы ему было, где себя показать. Однако у Макаровой в этом смысле репутация чище. Она уже ставила жемчужины русско-французской классики в театрах мира, и впечатления от ее постановок не идут ни в какое сравнение с шоком от нуриевских: Макарова гораздо деликатнее, точнее помнит детали, меньше стремится перенести свои манеры на нынешних звезд. Кроме того, ей хватает здравого смысла не прикасаться к бесспорной хореографии, в нашем случае «акта теней», идеальный рисунок которого давно стал незыблемым.

Для МАМТа это первая балетная премьера нового сезона, долгожданная и обязывающая — раньше у театра просто не хватало на объемную «Баядерку» сил. Три недели с труппой репетировала ассистент хореографа-постановщика, очень известный специалист Ольга Евреинова, а доводит спектакль до ума легендарная Наталья Макарова собственноручно.

фото: архив журнала