Синтетические жанры в театре становятся все популярнее. «Просто» драмой или «просто» комедией сегодня никого не удивить, а вот художественным экспериментом — другое дело.VashDosug.ru выбрал пять самых ярких спектаклей-перформансов, которые могут изменить ваше представление о том, что такое современный театр.

«Комедия»
Практика


Иван Вырыпаев — режиссер, сбивающий с ног чистыми концептами и чернушной искренностью, в спектакле «Комедия» он берёт и просто... рассказывает анекдоты. Формально всё выглядит как молодежный скетч, шитый белыми нитками. На сцене ровным счетом ничего не происходит. Ни сюжета, ни героев, ни характеров. На фоне выложенного теннисными красно-белыми мячиками экрана с надписью Comedy (такая заставка очень напоминает визуальный ряд известного телешоу) стоят два человека, эффектно и нарочито бессмысленно одетые. Анекдоты, которые они рассказывают, все самодельные, то есть придуманные режиссером. Все глобально неправдоподобны. Начинаются примерно так: «Попадает Гитлер в иудейский рай...», «Инопланетяне прилетели на Землю и спрашивают землян, почему надо отменить праздник 9 мая...», «Встречаются две терриристки-смертницы в метро...». Финальные реплики, которые, по законам жанра, должны смешить, оставляют зрителя в недоумении. Хотя темы подняты самые острые: Вырыпаев шутит и с религией, и с террирозимом, и с жизнью, и с любовью. И каждый зритель решает за себя, и каждый улыбается-смеется-хмыкает одному ему понятному юмору. Чему-то своему.


«Солдат»
Театр.doc



Совместный проект Театра.doc и Театра Post (Санкт-Петербург) — самое радикальное из того, что сегодня можно увидеть на московской сцене. Текст белорусского драматурга Павла Пряжко «Солдат» состоит из двух предложений. Само действие — сначала зрителям показывают видео, как герой тщательно моется в душе, а потом выходит на сцену и заявляет что не вернется в армию. Продолжительность — 5-10 минут! Чтобы составить мнение об этом эксперименте, нужно его увидеть. Однако сам автор говорит о нем так: «Меня беспокоила тема о том, как солдат пришел в увольнительную. Я понял, что нужная мне форма — это два предложения, это единственный вариант. Дима Волкострелов решил поставить. Благодаря нему текст не пропал. Потому что я выслал текст еще одному режиссеру, но тот подумал, что это шутка. А для меня это серьезная работа. Я рад, что Дима это увидел» (интервью с Дмитрием Волкостреловым) Мнения зрителей, кто видел «Солдата», разделились: «Единственное, что стоит обсуждать — это жизнеспособность такого формата на театре. Он нежизнеспособен. Все. Обсуждение окончено». «В кино это можно снять на 5, на 25 минут, сколько угодно — и это очевидно. А как раз интересно как это сделать в театре, когда мы пришли и сели на стул. Пряжко полемизирует с тем, что есть театр. Такой Ларс фон Триер от театра. Нам повезло — у нас есть Пряжко» (мнения опубликованы на официальном сайте театра)


«Алиса и государство»
Центр Мейерхольда



Выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова и режиссеры Алексей Жеребцов и Алена Янкелевич придумали спектакль-ликбез на тему, как устроено государство. Что-то вроде учебника по теории государства, рассказанного языком сцены. Саша Денисова использовала форму кэролловских сказок про путешествие девочки в страну чудес — только вот новая Алиса (прекрасная Инна Сухорецкая) — это кто-то вроде современной отличницы в смешном свитере и кедах. На экзамене от страха получить двойку она падает в обморок. Темнота поглощает ее — она оказывается в стране российских народных чудес. Здесь узнаваемыми оказываются все: и пенсионерки-цветы, запутавшиеся в коммунальных платежах, и участники Болотного «чаепития», рассуждающие о митингах и замкадье, и Доктор Дама Червей, помогающая бомжам, и полицейские («Патруляля»), пытающиеся оправдать задержание. И, конечно, представитель партии Единорога, несущий ахинею прямо с трибуны. На сцене — эдакий перфоманс на злобу дня. Однозначно симпатичный и любопытный.


«Камень»
Театр Наций


фото Сергея Петрова

Новомодный эксперимент от режиссера-новатора Филиппа Григорьяна и визуальная феерия от художника по костюмам (по совместительству дизайнером собственной марки) Гали Солодовниковой. В качестве литературной основа — пьеса «Камень» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, представителя поколения «новых рассерженных», сочиняющий так называемые экстремальные драмы. Речь в пьесе идет о доме, который был приобретен ценой чудовищной подлости — немец обещал знакомой семье евреев купить его и на вырученные деньги отправить их заграницу. Сам же получил дом бесплатно и отправил несчастных в руки штурмовиков. Так родилась семейная легенда — идеальный немец, не фашист, помогший евреям бежать из страны. Однако рано или поздно, пускай и в другом веке, правда выходит наружу. В спектакле Григорьяна нет места линейному повествованию. Каждое действие находит продолжение в другой эпохе. В театральном пространстве это выглядит так: на сцене — одно и то же место действия (кухня в том самом доме), но в одном углу оно «перенесено» в 1935 год, в другом — 1945-ый, потом 1953-ий, 1978-ой и, наконец,1993-ий. Герои «живут» во всех одновременно. Эксперименты с пространством, звуком и светом, свойственные художникам-перформерам, превращают эту историю в яркий визуальный аттракцион, полностью подчиненный сверхидее пьесы: и за всё приходится платить — если вдруг не нам, то тем, кто будет после нас.


«Горки-10»
Школа драматического искусства



фото Наталии Чебан

Самый печальный спектакль непревзойденного мастера сценических ребусов Дмитрия Крымова. Любая сцена здесь — фейрверк визуальных метафор, не всегда логичных и связных, зато всегда ошеломляющих. К примеру, сначала сцену, населяют персонажи погодинских «Кремлевских курантов». Джержинский поглаживает фантастических кошек, берущихся из-под полы его пальто, а Ленин «вырезает» из газеты фантазийный макет электрифицированной страны. Затем вождь начинает говорить на немецком, а после и вовсе — пищать. Или вот еще — сцену из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Крымов «решил» с помощью кукол-марионеток. Странный ушастый командир собирает женский кукольный взвод на войну, ведет за собой в лес, затем посылает на верную гибель и закапывает в общей могиле под сосенками. Страшный ход — одна из кукол оживает на глазах (ее играет Мария Смольникова), пытаясь что-то сказать, но ее перебивают и она снова становится безвольной игрушкой в чужих руках. Эта смелая и гениальная сумятица вместо спектакля идеально отражает подсознание сегодняшнего интеллигента — мы никак не может распрощаться с нашим прошлым (все переписываем и переписываем историю), разрешить себе действовать, а не подчиняться подобно куклам.