На сцене Большого продолжаются гастроли Парижской национальной оперы.

Новый сезон Большой театр решил открыть грандиозно, — гастролями одной из лучших балетных трупп мира. Гранд опера привезли в столицу свой шедевр — старинную «Пахиту», реконструированный Пьером Лакоттом таким образом, чтобы зрители всего мира с легкостью окунулись в позапрошлый век.

Старомодные «ажурные» танцы в безупречном исполнении французских артистов, роскошные костюмы и помпезные декорации в лучших традициях прошлого... Как выяснилось, всё это — рецепт беспрецедентного успеха у публики, которая давно привыкла к скандальным экспериментам на сцене, но отчаянно скучает по видимой красоте.

Красота «Пахиты» иногда кажется даже излишней. Этот балет вообще похож на свадебный торт со множеством ярусов и целой палитрой начинок. Все так сладко, что поневоле удивляешься — почему ни разу не приторно?

Если перессказывать сюжет, то на слух он покажется нелепым, как в мыльной опере. В прекрасную Пахиту — танцовщицу из цыганского табора, влюблен цыганский король, она же питает чувство к заезжему вояке Люсьену. Тот прибыл в Сарагосу вместе с отцом — французским генералом, оплакивающим память погибшего здесь давным давно брата. Испанский генерал-губернатор точит зуб на французов, поэтому и оплачивает цыганским молодцам заказное убийство Люсьена. Но чудесным образом Пахита подслушивает коварный план и успевает предупредить любимого. Однако свадьба под угрозой,

ведь Пахита — цыганка, а Люсьен — аристократ. Ситуация быстро решается — девушка узнает портрет отца (всё это время она хранила медальон с его изображением). Она — племянница генерала. Счастливые кузен и кузина (!) — Люсьен и Пахита — наконец, женятся.

Все эти чудесные метаморфозы пользовались понятным и заслуженным успехом у публики XIX века. Но сегодня? Лакотту удалось почти невозможное — он провел реконструкцию старинного романтического балета таким образом, что вышла не пошлая и комичная подделка, а изумительной выделки стилизация. Бесспроигрышно смотрится даже пантомима в сценах, где Пахита пытается на пальцах предупредить Люсьена о предстоящей опасности. А ведь гримасы и ужимки в балете — давно прошлый век. Что касается заключительного акта «Пахиты» — роскошного Гран па — то здесь остается только замирать в восхищении. Образцово-показательная хореография иерархического императорского театра воссоздана с видимой любовью и даже больше — священным трепетом. 25 минут публика наблюдает за «свадебными» танцами, которые никак не связаны с сюжетом. Танцует вся труппа, с восхитительной легкостью демонстрируя сложнейшую хореографию. Тем самым Гранд опера доказывает преимущества традиционной балетной выучки. И... вечной жизни классического балета.