Оперу Вагнера с либретто сразу по трем немецким легендам покажут в МАМТе.

Вартбург, Тюрингия, XIII век. Рыцарь Тангейзер, пресытившись радостями грота Венеры, просится обратно на землю, и ревнивая богиня предрекает ему несчастья. Поначалу ничто их не предвещает: Тангейзера принимают прежние друзья и прежняя возлюбленная Елизавета, но на первом же певческом состязании он прославляет чувственную любовь вместо возвышенной, чем навлекает на себя общее презрение. Через три часа сорок пять минут сценического времени лучший друг рыцаря разочарован, Елизавета по собственной молитве умерла, а так и не добившийся прощения Папы раздавленный Тангейзер просится обратно к Венере. Впрочем, христианскому миропорядку сюжет не противоречит. Папа не прощает Тангейзера, ибо это так же невозможно, как если бы его посох расцвел — но в финале папский посох расцветает, то есть грешники могут надеяться на снисхождение если не наместника божьего, то непосредственно небес.

Оперу с собственным либретто сразу по трем немецким легендам Рихард Вагнер написал в 1845 году. Либретто не такое простое, как могло показаться по пересказу, — сам Тангейзер и его друзья Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде списаны с исторических прототипов, легендарных рыцарей-миннезингеров. Именно Вагнер и возродил интерес у широкой публики к немецкому средневековью, что прямо или косвенно привело, так скажем, к разным результатам. Но главные оды немецкому духу были еще впереди: «Тангейзер» написан после «Летучего голландца», но «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и грандиозное «Кольцо нибелунга» появились уже потом.

Романтическая опера с противопоставлением духа и тела, фантастики и реальности, с монументальными шествиями хора и танцевальными сценами имеет счастливую сценическую судьбу, но в наших широтах при общем недоверии к Вагнеру не слишком известна. Премьеру в МАМТе при музыкальном руководителе Фабрисе Болоне ставят режиссер Андрейс Жагарс, сценограф Андрис Фрейбергс и художник по костюмам Кристине Пастернака, успешно поставившие здесь же «Лючию ди Ламмермур».