«Мастерская Петра Фоменко» открывает юбилейный сезон. В планах: Бунин, Пиранделло, Томас Манн и новая пьеса Оли Мухиной.

Строго говоря, нынешний сезон «Мастерской» — 21-й, но театр, выросший из гитисовского курса Петра Фоменко, действительно открылся 20 лет назад. Торжества по случаю полного совершеннолетия намечены на 13 января будущего года. А пока театр, год назад потерявший своего создателя, но верный его курсу, продолжает двигаться излюбленным фоменковским путем — методом проб и ошибок.

Поставить «Египесткую марку» — редкую, не имеющую сценической истории прозу Осипа Мандельштама, недавнему стажеру Дмитрию Рудкову предложил сам Петр Фоменко — мастер любил давать ученикам заранее невыполнимые задания, из которых часто вырастали оригинальные эксперименты. К числу таких стоит отнести и эту премьеру. Безоговорочной удачей ее не назовешь, но все, что делают новички под присмотром Евгения Каменьковича, — шаги в верном направлении. Ценители и знатоки расслышат за вкрадчивым музыкальным шаманством происходящего на тесной старой сцене «Мастерской» страшный шум времени (надвигающаяся революция). И разглядит в сутулой пластике молодого актера Федора Малышева поведение самого Осипа Эмильевича, в робких птичьих позах которого, как писали современники, таилась обреченность. А не читавшие Мандельштама зрители, может быть, впервые задумаются над так емко выраженной в «Египетской марке» истиной: «Ведь есть же люди, которые к современности пристегнуты как-то сбоку». Трагизма и пафоса «фоменки» удачно избегают — даже Stabat Mater Перголези распевая как «блям-блям-блям», жонглируют ролями и насмешничают. Атмосферу же обреченного Петербурга, балансирующего, как и сам герой повести, на краю бездны, юная художница Александра Дашевская создает из любовно собранных обломков прошлого: потемневших склянок, канделябров, испитых чашек и «съеденных» чайных ложек, соседствующих на узкой сцене с миниатюрными копиями питерских колонн, арок и кружевных чугунных решеток. Вроде бы мелочь, а забыть нельзя.

Уже в конце сентября направление «проб и ошибок» продолжит стажер Юрий Титов — он выпустит спектакль «Последние свидания» по рассказам Ивана Бунина. Худрук театра Евгений Каменькович возьмется за пьесу Луиджи Пиранделло «Гиганты горы», новый перевод которой был заказан Елене Касаткиной. Среди других названий юбилейного сезона: пушкинские «Руслан и Людмила» — поэму выбрал для постановки актер Михаил Крылов, «Фантазии Фарятьева» — их ставят замечательный педагог по речи Вера Камышникова и молодая художница Мария Трегубова. А еще — «Фьоренца» Томаса Манна и «Олимпия» Оли Мухиной (эту пьесу, написанную в прошлом году специально для «Мастерской», недавно представили на фестивале «Любимовка»). Будет ли ее ставить сам Каменькович, один из немногих, кому до сих пор удавались тексты Мухиной, или кто-то из молодых режиссеров, пока неясно. Напоследок скажем, что в честь юбилея в театре обещают выпустить двухтомник всех критических статей и DVD с записями пяти легендарных спектаклей «Мастерской», поставленных еще в стенах ГИТИСа: «Двенадцатая ночь», «Владимир III степени», «Приключение», «Волки и овцы», «Шум и ярость». Двадцать лет назад на них мечтала попасть вся Москва, и если тогда вы случайно остались «за бортом» (или вообще еще не родились на свет), есть надежда наверстать упущенное.

фото: Сергей Петров