Но вот представить себе режиссуру Владимира Мирзоева без трюков, гэгов, загадочных символов и прочих "туманностей Андромеды" было бы очень сложно. И все же в первом акте его "Лира" на передний план выходят не "трюки" и знаки, а захватывающая история о дряхлеющем тиране и самодуре Лире, который оставляет после себя мир, держащийся на лагерных порядках, казенных славословиях и животном страхе. Его дочери – вампирша Гонерилья (Юлия Рутберг) и нежная садистка Регана (Марина Есипенко) не так уж не правы, когда хотят обезопасить себя от отца-монстра. А вот почему его любит младшая, Корделия (Ольга Ломоносова), - это из области вечных загадок любви, у которой нет никаких объяснений, как нет объяснения и у старческой паранойи.
Когда театралы идут "на Мирзоева", они идут в первую очередь на Максима Суханова. Здесь они впервые увидят не инфернального инопланетянина, "белую акулу с глазами" ("термин" Валентина Гафта), а совершенно неожиданного острохарактерного Лира. Силиконовая маска старости, руки ходят ходуном (кажется даже, суставы искривлены артритом), шамкающий рот, маниакальная озабоченность по поводу обеда. Но, осознав предательство дочерей, Лир пересекает сцену в три прыжка, и ревет как затравленный зверь.
Во втором акте Шекспир положил ему прозреть, очиститься, вернувшись к себе, истинному, и умереть. И тут Мирзоев освобождает Суханова от грима старости и пышных одежд, и король почти сливается внешне со своим Шутом (Виктор Сухоруков). Оба - несчастные, жалкие, голые люди на голой земле.
"Лир" Уильяма Шекспира. Театр им. Вахтангова. 2003, драма. 220', HHHHH. Р: Владимир Мирзоев. А: Максим Суханов, Виктор Сухоруков, Юрий Чурсин, Олег Лопухов. 26 сентября.