Санкт-Петербургский театр «Зазеркалье» на гастролях в Большом представит шесть спектаклей, включая «Золушку» Россини, «Волшебную флейту» и «Так поступают все» Моцарта.

Пока главные театры приходят в себя после лета, петербургский театр «Зазеркалье» предъявит Москве блестящий затакт. В гастрольной афише шесть названий, диапазон которых удивит даже самых избалованных зрителей. Поскольку театр государственныйи музыкальный, но все же детский, начнем с профильного: «Зазеркалье» везет фольклорное действо «Финист — Ясный сокол» (7.09), мюзикл «Робинзон Крузо» (8.09) и спектакль на музыку Чайковского «Детский альбом» (8.09). Уже по разнице направлений понятн о,что г астрольный репертуар внимательно продуман, а «Зазеркалье» может ответить на все запросы. Не избалованная детским музыкальным театром Москва просто обязана встрепенуться: вопреки благим намерениям столичные взрослые театры не морочатся заботой о младших, а профильный Музыкальный театр имени Наталии Сац лишь недавно попал в нормальные руки.

Но это еще далеко не все. Разговоры о петербургских культурных претензиях не могли бы возникать снова и снова без оснований. Смотрите: детский музыкальный театр привозит также «Золушку» Россини, «Волшебную флейту» и «Так поступают все» Моцарта (5, 6, 7.09) — высший репертуарный пилотаж серьезной взрослой оперы. Покажите мне московский театр, в котором есть хотя бы два названия из перечисленных. Нет таких. «Золушка» есть в «Новой опере», «Флейта» в Большом, а «Так поступают все» в МАМТе. Комплектом не подают. В общем, сами понимаете. В Петербурге театр этот давно любим и уважаем. Гастролями в Москве «Зазеркалье» отмечает юбилей — в прошлом году ему исполнилось 25 лет. С самого начала он не зацикливался на сюсюканье с публикой, а представлял себе свою аудиторию как «молодую… очень широкого возрастного диапазона».

Самый заслуженный из трех спектаклей — «Золушка». Она лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Премии Прави-тельства Санкт-Петербурга. Несмотря на сказочный сюжет, после распоряжения нашего правительства опера рекомендована зрителям от 16 лет. Не потому, что юмор неправильный, просто три часа действия с речитативами на русском и пением на итальянском малыши не выдержат. Впрочем, на фиоритурах Россини маркировка никак не отражается. Да и туфельки, по настоянию Россини, там никакой нет, только браслет, что не мешает этой Золушке уже почти 200 лет украшать лучшие оперные сцены мира. «Волшебная флейта» тоже трехчасовая, однако ее почему-то можно смотреть с 9 лет. Между тем очень взрослые дяди и тети уж который век бьются над либретто этой сказочки, вычитывая в нем то масонскую символику, то архетипы ренессансного сознания, то прочие высшие материи. «Зазеркалье» справляется со смыслами, как может, не боится использовать компьютерные возможности, да и с музыкальной стороны держит уровень: петь принца Тамино в очередь с аборигенами приезжал даже Эндрю Гудвин. «Так поступают все» — самый свежий из привезенных взрослых спектаклей, премьера прошла год назад. Место действия оригинала слегка отредактировано — в спектакле события разворачиваются в курортном городке «на водах» на рубеже XIX–XX веков. Как помните, безграничное доверие двух молодых офицеров своим невестам рушится при первом же испытании бывалого интригана, и счастливый конец оставляет привкус несовершенства жизни.

Главные маги «Зазеркалья» — художественный руководитель и режиссер всех взрослых спектаклей Александр Петров и главный дирижер Павел Бубельников. Уж поверьте, белобородый Павел Аронович — настоящий волшебник, и дирижерская палочка у него создана для оперной ворожбы.

фото: Мария Ковалева