Если вы соскучились по классике, спешите на открытие сезона в «Новую оперу».

Местный «Евгений Онегин» — скорее возобновление, а не премьера: спектакль появился на свет семнадцать лет назад, получил замечательную прессу и был отмечен «Золотой маской» как лучший музыкальный спектакль сезона. Все в нем на месте — роковые страсти, конфликт долга и чувств, попранная честь. Весь тот набор классических трудных вопросов, ответов на которые так жаждет загадочная русская душа. Опера поставлена авторами-классиками: идет в музыкальной редакции отца-основателя театра Евгения Колобова, режиссура Сергея Арцибашева, сценография Сергея Бархина.

Время действия — два с небольшим часа без антракта. Наверное, решение правильное — иногда стоит игнорировать полупридуманные зрительские нужды ради цельности впечатления. Печаль и одиночество героев ощутимы почти физически, действие стремительно несется к трагичному финалу. Ведь театр взял за основу постановки первую редакцию Чайковского, финал которой оставлял зрителя наедине с фразой «О, смерть, иду искать тебя!». Еще очевидцы писали, что в спектакль нужно вслушиваться и всматриваться — качества ныне совсем утерянные. Это левитановско-рыленковское хрестоматийное «здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно» обеспечивает и полноту впечатления, и свежесть восприятия. Только при таком условии в известном до каждой нотки «Евгении Онегине» будто впервые слышишь знакомую и неузнаваемую музыку лирических сцен Чайковского.

Конечно, в Москве есть несколько версий «Евгения Онегина» — вполне традиционный спектакль МАМТа и захватывающий, напичканный новыми острыми смыслами спектакль Дмитрия Чернякова в Большом. Название повторяется в афишах с удручающей частотой, последний по времени — балет «Онегин» Джона Крэнко в Большом, русский по духу не больше финской Stolichnoy. Так что возобновление для полноты картины в столичных театрах просто необходимое.