Наталья Витвицкая
18 июня 2013

Маленький человек на большой сцене

На Чеховском фестивале показали «Процесс» и «Носорога».

В репертуаре нынешнего Чеховского фестиваля не так много драматических спектаклей, предпочтение отдается смешанным жанрам с уклоном в шоу. Однако адепты классического театра совсем без «подарков» не остались — специально для них в Москву привезли постановки мюнхенского «Каммершпиле» и парижского Театра де ля Виль. Оба спектакля поставлены по произведениям классиков XX века («Процесс» Кафки и «Носорог» Ионеско соответственно), и оба так или иначе затрагивают тему личности против социума.

«Процесс»
Каммершпиле

Андреас Кригенбург считается одним из лучших режиссеров Германии, его версию главного романа Кафки столичные театралы ждали с большим нетерпением. Надо сказать, не зря. Историю о том, как Йозефа К. обвинили в буквальном смысле — ни в чем, а затем убили, Кригенбург превратил в сюрреалистическую притчу о монструозном тоталитарном обществе. Мистический ужас перед этим обществом идеально передан через сценографию. Как только поднимается занавес, публика невольно выдыхает — перед ней возникает гигантская воронка, напоминающая глаз с вращающимся зрачком-помостом, на котором намертво закреплены предметы офисной обстановки (Йозеф К. — сотрудник банка). Кто-то невидимый постоянно наблюдает за героем, заранее зная, чем завершится лже-процесс. В финале маленький человек распластается внутри зрачка, а кровавое пятно проступит на его белоснежной рубашке.

Однако перед этим два с лишним часа героя будут непонятно в чем обвинять, а он будет пытаться оправдываться. Визуальная метафора изматывающей дотошности кафкианского стиля — «размноженный» главный герой. Йозефа К. играют поочередно все артисты труппы, так что публика быстро начинает путаться, кто есть кто. Кроме того, выглядят все персонажи «Процесса» одинаково — с маленькими черными усиками (и мужчины, и женщины), с прилизанными волосами, в черно-белых костюмах. Они как будто перевоплощаются друг в друга. Собственно, так и есть: по Кринбергу сегодня обвиняемый — ты, а завтра — твой обвинитель. Общество рано или поздно уничтожит Личность, а сопротивление бесполезно.

«Носорог»
Театр де ла Виль


Ровно о том же самом повествует французский спектакль. Условная среда, в которой существуют герои Ионеско, не так эффектна. Однако и у режиссера Эммануэля Демарси-Мота она — проводник идеи о невидимых наблюдателях и давлении извне. Из темноты сцены проступает двухэтажный офис (снова!). Интервенция «оносороженных» клерков приводит к тому, что здание шатает, как при землетрясении. Оставшиеся в человеческом облике, чтобы не упасть, вынуждены держать друг друга за галстуки и шпильки на туфлях. Однако спасение временное, — к финалу абсолютно все превратятся в уродливых животных с непробиваемой шкурой.

Главный герой будет отчаянно сопротивляться (как и герой Кафки), только это снова ни к чему не приведет. Абсурдистская эстетика, в которой писал Ионеско и поставил свой спектакль Демарси-Мота, парадоксальным образом сделала финальный вывод еще реальнее и выпуклее: большинство всегда побеждает, а людей в обществе потребления всё меньше.

Отзывы о «Маленький человек на большой сцене»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.