Программа одноактных балетов «За 6000 миль» с участием Сильви Гиллем обещает стать главным событием Чеховского фестиваля и всего сезона.

Для тех, кто не в теме: наберите имя «Сильви» и первую букву ее фамилии в любом поисковике — по-русски, по-английски, по-французски — и он тут же предложит уйму ссылок. Для звезды балета это исключение, даже если ставить под сомнение интернет-популярность. В этом смысле балерину Сильви Гиллем можно сравнить разве что Дэвидом Бекхэмом. Да, слава давно уже вышла за пределы театра, и суперзвезда спокойно рекламирует часы/одежду. Но главное остается неизменным: Сильви Гиллем — великая балерина с невозможными данными, громадной харизмой и сложным нравом. Символ эпохи.

Биография суперзвезды самая обыкновенная, балеринская, разве что с поправкой на место действия — Париж. Мама-тренер по спортивной гимнастике раскладывала и складывала собственное чадо в надежде на попадание в сборную страны. В 11 лет гуттаперчевое чудо увидела умница Клод Беси, арт-директор Академии балета Гранд-опера, и уговорила маму отдать сокровище в балетный класс. В 16 лет она уже выходит на сцену этого театра и исправно гнет спину в кордебалете — Парижу трудно доказать, что ты не выскочка.

А потом в Гранд-опера пришел арт-директором блистательный дикарь Рудольф Нуриев и выдвинул ее в звезды. Это был неслыханный скандал, но в нем, кроме желторотой девочки, участвовали и другие будущие знаменитости из двадцатой линии кордебалета. Их потом так и назвали — птенцы Нуриева. Новый мэтр подвинул старых звезд и доверил девочке «Лебединое озеро». Для французов этот балет — один из. Для советского беглеца Нуриева — сами понимаете. Девочка девятнадцати лет не подвела и проснулась самой молодой звездой Гранд-опера, проскочив одним махом все ступени восхождения.

Маэстро Руди дал ей танцевать Джульетту, Китри, Раймонду, Золушку. В 22 она поразила поклонников хореографией Уильяма Форсайта, станцевав радикальное In the Middle, Somewhat Elevated, теперь тоже ставшее классикой. Когда ей было 23, уже неважно двигавшийся маэстро Руди станцевал вместе с ней «Жизель» в спектакле Лондонского Королевского балета. А еще через год Гиллем вдрызг разругалась с благодетелем и хлопнула дверью Гранд-опера. Это было невозможно. Немыслимо. Культурный мир обмер и заметил ее по-настоящему.

Наверное, так и должна поступать настоящая француженка. Благодарность благодарностью, но терпеть азиатский деспотизм шефа — удовольствие сомнительное. Хотя самые выразительные слова Нуриев говорил в классе по-русски (остались свидетельства), смысл их нетрудно было понять. Но у Сильви Гиллем не было шансов пропасть. Для начала она стала приглашенной балериной Королевского балета Ковент-Гарден и окончательно очаровала британцев. Затем подписала контракт с мировой сборной звезд, Американским театром балета (ABT). И все это время холила и лелеяла свою независимость: танцевала, где нравилось, пробовала разные стили, совалась в кино и в театр. Даже стала лицом рекламной кампании известного часового брэнда, демонстрируя свой головокружительный вертикальный шпагат. После этого к кличке «рыжая бестия» недоброжелатели добавили со скрытым восхищением «мадемуазель шесть часов».

Москва в любви к Гиллем не отстает от мировых столиц. При всяком появлении божественной Сильви в залах аншлаги, так что, скажем прямо, у читателей мало шансов. Но пробуйте, пробуйте. Сейчас она представит продукцию лондонского театра «Сэдлерс Уэллс» и Сильви Гиллем Продакшн «За 6000 миль», собранную из трех одноактовок трех главных классиков современности. «27’52» от Иржи Килиана, Rearray от Уильяма Форсайта в дуэте с давним партнером по Гранд-опера Николя Ле Ришем. Наконец, Bye Матса Эка на музыку Бетховена, где Сильви танцует одна.

фото:  Bill Cooper