Наталья Витвицкая
24 мая 2013

«Benois de la danse»: лучшие в мировом балете

В Большом театре вручили «балетный Оскар».

Один из самых престижных балетных фестивалей — премия «Benois de la dance» — прошел в Москве в 21-ый раз. Специальная коллегия во главе с Юрием Григоровичем самостоятельно выдвинула претендентов на номинации «лучшая балерина», «лучший танцовщик» и «лучший хореограф». И сама же решила, кто в этом году оказался лучшим из лучших. К великому сожалению балетоманов, звезды мирового балета не всегда могут прилететь в Москву даже на «Benois». В таких условиях особенно важно, что в этом году некоторые «особо ценные» номинанты и лауреаты навестили-таки Большой и в рамках двух концертов показали отрывки из балетов, их прославивших.

Специальная награда «За жизнь в искусстве» досталась живому классику Джону Ноймайеру (московские театралы до сих пор без ума от его «Русалочки» в МАМТе). А сам международный приз, который многие называют «балетным Оскаром», ушел в руки Вадиму Мунтагирову из Английского национального балета (за роль принца в «Спящей красавице») и Албану Лендорфу из датского королевского балета (за роль Армана Дюваля в «Даме с камелиями»). Лучшими хореографами тоже признали двоих — голландца Ханса ван Манена (за балет «Вариации для двух пар») и британца Кристофера Уилдона за балет «Золушка». Лучшей балериной стала Ольга Смирнова (за работу сразу в четырех балетах Большого).

Сама церемония награждения победителей и последующий концерт прошли на удивление стремительно. И хотя программа вечера оказалась неровной, было, на кого посмотреть и чему порадоваться. Особенно радовались адепты русского балета. Им посчастливилось увидеть, как танцует отрывок партии Жизель Мария Кочеткова, Вячеслав Лантратов и Екатерина Крысанова — фрагмент из балета «Б аядерка», Евгения Образцова и Артем Овчаренко — сцену из «Дочери фараона». Остальным явно было интереснее смотреть на знаменитых гастролеров. На общем фоне выделились солисты Национального балета Нидерландов. Показывая «Вариацию для двух пар» лауреата Ханса ван Манена, они буквально загипнотизировали публику. Выдающаяся хореография была еще очевиднее в технически совершенном исполнении.

Программа второго вечера фестиваля, когда на сцену Большого вышли признанные звезды мирового балета и лауреаты «Benois de la dance» разных лет также не была безупречной. Не все номера смотрелись органично или даже интересно. И все же гала есть гала. Три отделения концерта — это всегда гарантия того, что любой зритель найдет для себя «балет по интересам». Даже, если балет для зрителя — понятие относительное. Так, в программу был включен без пяти минут акробатический номер «В последний раз плачу» (хореография Энн-Мэри Дианджело). Здесь артисты и на шпагат садились, и стойку на руках демонстрировали. Ценители же пришли в восторг от, действительно, совершенного дуэта из балета Уэйна Макгрегора «П ограничье» (танцевали Мария Кочеткова и Тарас Доминго). От работы Жермена Спайви (этого темнокожего красавца критики давно называют «человеком без костей»). От 25-минутного балета «Прерванное падение» (в нем безупречно солировала Екатерина Петина).

Третье отделение гала-вечера оказалось самым интересным. Солисты Гамбургского балета — Сильвия Аццони и Александр Рябко — станцевали чувственную мелодраму Ноймайера «Ноктюрн». Авангард был представлен маленьким, но ярким балетом «Shutters Shutt» (хореография Пола Лайтфута и Соль Леон) на стихотворение Гертруды Стайн «Если я ему скажу. Завершенный портрет Пикассо». Восклицательным же знаком в программе стал фрагмент балета Аштона «Маргарита и Арман». На сцену вышла звезда Тамара Рохо и любимец московской публики Сергей Полунин.

Как итог: «Benois de la dance 2013» в качестве пресловутого «балетного Оскара» оказался в этом году гораздо убедительнее, чем в несколько предыдущих лет. Московская публика открыла новые имена, увидела новые лица. При этом и любители классики не «пострадали». А что еще нужно от фестиваля такого масштаба, уровня и значения?

фото В. Комиссаровой

фото (1) Сильвия Аццони, Александр Рябко
Гамбургский балет

фото (2) Тамара Рохо
Английский национальный балет
Сергей Полунин
Московский Музыкальный театр им. К.С. Станиславского
и Вл.И.Немировича-Данченко

фото (3) Екатерина Петина, Эрик Мурзагалиев, Матей Урбан
Баварский государственный балет

Отзывы о ««Benois de la danse»: лучшие в мировом балете»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.