Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко закрывает сезон «Итальянкой в Алжире» Джоаккино Россини. Одна из самых популярных опер в мире в Москве не частый гость.

Малоизвестную  среди российских слушателей оперу создают, как написано на сайте театра, «своего рода дебютанты». Действительно, опытный дирижер Феликс Коробов прежде никогда не дирижировал «Итальянкой...». Для модного режиссера Евгения Писарева это первый оперный спектакль. А певцы Вероника Вяткина и Максим Миронов, занятые в главных ролях, впервые исполнят свои партии в России.

Обращение театра к раннему шедевру Россини не случайно. В этом году «Итальянка» празднует юбилей: 200-летие с момента первого представления в венецианском театре Сан-Бенедетто. После триумфального шествия по европейским подмосткам зимой 1822 года опера добралась и до России. Итальянские арти-сты исполнили ее в Москве в театре Апраксина на Знаменке. С тех пор сценическая история этого шедевра в России прервалась, и только в 2009-м театр «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге ввел оперу в свой репертуар. «Итальянка в Алжире» — искрящаяся, озорная и при этом утонченно-изящная вещица.

Весной 1813 года Россини — молодой, полный вдохновения и жизнелюбия — ничего иного написать просто не мог: в 21 год он уже покорил Милан, в Ла Скала была показана его опера «Пробный камень». В Венеции Россини предлагают контракт на написание оперы-буффа. В центре либретто — легенда о красавице итальянке Изабелле, отправляющейся на поиски своего возлюбленного Линдора. Корабль терпит крушение, и Изабелла попадает в рабство к корсарам бея Мустафы, который влюбляется в нее и хочет сделать своей наложницей. Однако в плену юная итальянка встречает Линдора, и благодаря находчивости счастливой паре удается вырваться на свободу. Сюжет наивный, к тому же уже использованный другим композитором: за пять лет до того в Ла Скала шла опера Луиджи Моски с таким же названием. Но для Россини это вызов. Он полон творческих сил и всего за 23 дня создает новую оперу.

На премьере 22 мая 1813 года «Итальянка» вызвала бурный восторг у зрителей. Партию Изабеллы исполняла известная певица Мариэтта Марколини (после первого спектакля она временно потеряла голос, чем спровоцировала ажиотаж на последующих), Мустафу — комический бас Филиппо Галли, поражавший всех своим артистизмом. Биограф Россини Арнальдо Фраккароли так пишет о первом показе: «Опера мгновенно покорила публику, очаровала, увлекла вихрем комических приключений, восхитила живостью и новизной сверкающих мелодий, чарующих юношеской отвагой. Светлая и свежая, без малейших следов усилия, легкая и прозрачная, неиссякаемым ключом бьющая из богатейшего источника, музыка была пронизана озорством, страстью, поэзией».

Стоит отметить некоторые сцены, в которых композиторский стиль Россини проявился ярче всего. Это восхитительный дуэт Мустафы и Линдора; гениально смешной септет — финал первого действия, где Россини использует звукоподражательные свойства слогов «дин-дин», «бум-бум», «кра-кра», «так-так», создавая эффект перезвонов; ставший сразу же знаменитым терцет Паппатачи; рондо Изабеллы «Подумай о родине и без страха исполни свой долг». На последних словах во время спектаклей публика срывалась со своих мест и шквалом аплодисментов приветствовала певицу и маэстро. Неудивительно: это было время, когда Италия была оккупирована французской армией, и в сердцах итальянцев закипал патриотизм. После премьеры строгий учитель Россини падре Маттеи так охарактеризовал успех своего юного питомца: «Джоаккино все сказал». Но он ошибся. Это была только заря музыкального гения. И впереди уже виднелись вершины — «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль».

Однако именно с «Итальянки...» Россини начал претворять в жизнь свою реформу оперного жанра. От устаревших правил, царивших в ту пору в музыкальном театре, и приевшегося шаблонного ме- лодизма не осталось и следа. Зрители вдруг услышали живую и искреннюю музыку, без пошлости и неуклюжести. Равновесие и изысканность во всем, непревзойденный вкус и чувство меры — именно благодаря этому оперы Россини интересны и по сей день

фото: Олег Черноус