Марк Захаров поставил спектакль по Аристофану и Чехову.

В «Ленкоме» — большая премьера. Новый спектакль самого Марка Захарова называется «Небесные странники» и имеет отношение к комедии Аристофана «Птицы». Однако сюжетообразующими произведениями является еще и чеховские «Попрыгунья», «Хористка», «Черный монах». Результат невероятного скрещения двух классиков: мистический и саркастичный спектакль о любви и пошлости в современном (!) мире.

Фантазия Марка Захарова не знает границ: в античном сюжете о афинянах, умоливших богов сделать их птицами, мэтр разглядел актуальность. Аристофановские крылатые превратились у него в современных людей, близких к искусству (считайте безграмотных выскочек, выдающих себя за знатоков) и чиновников, вознамерившихся захватить власть над человечеством. Их стая кружится возле «попрыгуньи» Ольги Ивановны (Александра Захарова), которая ведет пафосные разговоры о прекрасном и в упор не замечает умницу-мужа (доктора Дымова играет киноактер Александр Балуев). Птицами-чиновниками управляет царь Удод в фараоновской короне, над чеховскими же героями властвует ... тотальная пошлость. Телеграфист Чикильдеев (Иван Агапов), символизирующий обывателя, чудовищно туп. Монах (безупречный Дмитрий Гизбрехт) — как главная галлюцинация русской интеллигенции — пафосен и зловещ. Художник Рябовский (Виктор Раков) — узнаваемый типаж сегодняшнего циника, ради выгоды способного и из дурачка сделать буревестника. Сама «попрыгунья» однообразная и вульгарно влюбчивая молодящаяся экс-прима светских раутов. Дымов — хоть и замечательный человек, но жалкий в своей неспособности отстаивать самое себя. Впрочем, в конечном итоге он решается на поступок — самоубийство (порядочность и доброта, как известно, не выживают).

Чеховские персонажи — это сегодняшние мы с вами. Однако, эту, по всей видимости, главную захаровскую мысль, никак не оправдывает существование на сцене людей-птиц. Они, впрочем, не сильно ей (этой мысли) мешают. Скорее, цирковые кульбиты  в исполнении целого хора молодых актеров развлекают публику. Традиционный ленкомовский антураж местами даже кажется лишним. Здесь вам и световые спецэффекты, и замысловатые (чуть ли не лазерные) декорации, и отчаянно громкая музыка, и танцы. На сцене постоянно что-то грохочет, взрывается и шумит. Но — странное дело — трагедию человека, противопоставленного современному способу жить и мыслить — все это не заглушает. А это, согласитесь, самое главное — чтобы режиссерский посыл, несмотря на необъяснимые художественные фантазии и постановочные методы, считывался мгновенно и попадал в самое сердце.

фото: Михаил Гутерман