Накануне московского показа «НЛО. Контакт» (Краковская театральная школа) драматург и режиссер рассказал «ВД» об этом спектакле и о планах театра «Практика», худруком которого он стал в апреле, сменив по собственной воле покинувшего театр Эдуарда Боякова.

Уже несколько лет ты живешь между Москвой и Варшавой. А как вышло, что ты поставил спектакль с краковскими студентами?
В Польше есть такая хорошая традиция — и этому нам, я считаю, стоит у них поучиться: они очень бережно относятся к молодым. Вот сейчас Ян Клята стал руководителем Национального театра в Варшаве — это все равно как если бы Митя Волкострелов стал худруком МХТ. В Польше пожилые всегда открыты и идут навстречу молодым. Поэтому у них студенты могут написать письмо практически любому действующему режиссеру с просьбой поставить с ними спектакль. Отказываться как-то не принято (если, конечно, нет настоящей причины). И вот в прошлом году студенты из Кракова написали мне, чтобы я поставил с ними выпускной спектакль. Но я физически не мог — я и так живу между Москвой и Варшавой, а еще мотаться в Краков! Сам город я знаю — я ведь ставил «Иллюзии» в Краковском национальном театре. В общем, я приехал, познакомился с ними, провел мастер-класс. Вообще-то я приехал, чтобы им отказать, но они так мне понравились, что я придумал выход: пошел в Варшаве в театр «Студия», которым сейчас руководит режиссер Агнешка Глинска. И предложил ей: «Давай я сделаю на твоей сцене спектакль с краковскими студентами». Она согласилась. Так я привез студентов в Варшаву, «закрыл» их только на этот спектакль — мы читали книги, смотрели фильмы, я нашел им преподавателя по йоге. В общем, погрузил их в нужную атмосферу.

О чем спектакль, неужели об инопланетянах?
Если совсем коротко, это пьеса, состоящая из монологов людей, встречавшихся с инопланетянами. Вернее, про то, как изменилась их жизнь после этой встречи. Не хочу сейчас раскрывать все подробности, скажу только, что в Польше этот спектакль очень популярен среди молодежи. Кстати, дублировать его на русский я буду сам — не удивляйся, если услышишь в наушниках мой голос.

В апреле ты стал официальным руководителем «Практики». Расскажи о ближайших планах.
Планов много, но как это все осуществить — пока не знаю. Сейчас поляк Войтек Урбанский ставит у нас пьесу белорусского драматурга Павла Расолько «Красная птица». Сам я скоро начну делать спектакль по книжке Кена Уилбера — это американский философ, родоначальник интегральной философии, человек уровня Юнга, Канта и Хайдеггера, самый передовой сегодня мыслитель. У него есть книжка «Благодать и стойкость» — это дневники его жены, Трейи Килам Уилбер, рано умершей от рака. Они всего пять лет были вместе — молодые, только поженились, и у нее открылась болезнь. Она оставила много дневников — дающих силы жить, осознавать себя. Вообще, это история о том, как человек становится человеком в полном смысле. Как он осознает жизнь и смерть. Эта книжка — мировой бестселлер, переведена на многие языки. Вот по ней я и буду делать спектакль, в котором сыграет американец Казимир Лиске и полька Каролина Грушка. Еще хотим сделать детский спектакль про русских святых Петра и Февронию, причем играть на старославянском, чтобы дети услышали красоту старославянского языка. Еще есть идеи разных вечеров, концертов, хотим сделать грузинский вечер. Мечтаем запустить курс интегрального творческого развития — есть такой метод, который предложил тот же Кен Уилбер. Он охватывает разные грани психологии, интеллектуального и физического развития человека. Это очень важные тренинги, позволяющие расширить сознание, посмотреть на себя с новой точки.

В Москве идут твои пьесы — «Иллюзии» и «Комедия». А между тем ты за последнее время написал еще несколько текстов. Ты поменялся как драматург?
Ну да, конечно. Я написал еще Dream works, «НЛО» и «Пьяные». Мои пьесы теперь совсем другие, но вы их пока увидеть не можете — я писал их по заказу европейских театров. «Пьяных» — самый дорогой для меня сейчас текст — Виктор Рыжаков будет ставить на большой сцене МХТ. Проблема в том, что там мат, а ведь есть новый закон о мате...

Но это же пока только проект!
У нас все любят подстраховываться. «Пьяные» — моя первая пьеса для большой сцены, для театра Дюссельдорфа. Так вышло, что ее там тоже будет ставить Виктор Рыжаков. Ее покажут в январе — а уже потом будет премьера в МХТ. Если, конечно, не вступит в силу новый закон. Даже и не знаю, как тогда поступить.