Наталья Витвицкая
3 апреля 2013

«Безумная из Шайо»: с возвращением

Легендарный спектакль Петра Фоменко снова на сцене «Мастерской».

«Безумная» появилась в афише Театра Фоменко в 2002 году. Спустя всего четыре года исчезла из репертуара. Объяснить эту несправедливость невозможно. Разве что предположить — тогда из театра ушла Ирина Пегова, игравшая не главную, но заметную роль в спектакле. После фоменки переезжали из бывшего кинотеатра «Киев», в котором ютились много лет, в новое здание, и было, наверное, не до того. Сам Петр Наумович, по слухам, очень хотел восстановить постановку. Но не успел.

Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса И

рина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, — не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.

В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.

Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.

«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства — это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.

фото Ларисы Герасимчук

 

Отзывы о ««Безумная из Шайо»: с возвращением»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Ср, 29 ноя | Московский театр юного зрителя, драма Ср, 29 ноя

Мрачный спектакль Камы Гинкаса с Елизаветой Боярской в главной роли.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 26 ноя | Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», драма Вс, 26 ноя

Трагикомедия о запоздалой встрече разлученных войной влюбленных.

Сб, 25 ноя | Гоголь-центр, драма Сб, 25 ноя

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

Пн, 27 ноя | Театр им. А.С. Пушкина, драма Пн, 27 ноя

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Пн, 27 ноя | Электротеатр Станиславский, драма Пн, 27 ноя

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

Фестиваль

Вт, 28 ноя | Большой театр, современный танец Вт, 28 ноя

Знаменитый балет на музыку Чайковского от самого Кристиана Шпука.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Новый иммерсивный спектакль «Пиковая дама» и другие постановки Москвы. Куда пойти и как выглядеть на главных премьерах сезона?

Премьера

Вс, 26 ноя | МХТ им. А. П. Чехова, драма Вс, 26 ноя

Мифы революционной утопии в спектакле Александра Молочиникова.

Премьера

Чт, 30 ноя | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Чт, 30 ноя

Юлия Пересильд и Андрей Бурковский в пронзительном спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.