Наталья Витвицкая
3 апреля 2013

«Безумная из Шайо»: с возвращением

Легендарный спектакль Петра Фоменко снова на сцене «Мастерской».

«Безумная» появилась в афише Театра Фоменко в 2002 году. Спустя всего четыре года исчезла из репертуара. Объяснить эту несправедливость невозможно. Разве что предположить — тогда из театра ушла Ирина Пегова, игравшая не главную, но заметную роль в спектакле. После фоменки переезжали из бывшего кинотеатра «Киев», в котором ютились много лет, в новое здание, и было, наверное, не до того. Сам Петр Наумович, по слухам, очень хотел восстановить постановку. Но не успел.

Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса И

рина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, — не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.

В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.

Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.

«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства — это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.

фото Ларисы Герасимчук

 

Отзывы о ««Безумная из Шайо»: с возвращением»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.