Молодые экспериментаторы в конкурсной программе «Золотой маски».

«Август: графство Осейдж»
9, 10 апреля
Новосибирский «Глобус» в Театре им. Моссовета (сцена под крышей)

Один из дидеров нового театра, Марат Гацалов, поставил в Новосибирске уже знакомую нам пьесу американца Трейси Леттса. Год назад она тоже была на «Маске» — в постановке Омского театра,этой зимой ее поставили в Театре имени Маяковского. Однако и там и тут вышло скучновато и слегка старомодно. Гацалов же сделал спектакль, в котором история распада одного семейства рассказана с таким драйвом, трагизмом и чувством сегодняшнего дня, что оторваться невозможно. Похожие чувства вызвали «Экспонаты», поставленные Гацаловым в Прокопьевском театре драмы, — история двух провинциальных семей,р азыгранная с документальной точностью, произвела фурор на «Маске» два года назад. В итоге Прокопьевский театр увез домой приз критики, а за Гацаловым закрепилась слава человека, способного вернуть к творчеству и даже открыть звезд в самой захудалой труппе. Хотя труппу новосибирского «Глобуса» такой не назовешь — тут сплошь мастера и виртуозы. Кстати, именно в этом театре Дмитрий Черняков лет восемь назад выпустил роскошное «Двойное непостоянство», тоже получившее «Маску». В общем, ставки на то, что у Гацалова и «Глобуса» может стать на одну премию больше, принимаются. А вот о билетах надо побеспокоиться срочно — «Август», как и «Экcпонаты», рассчитан на Малый зал.

«Злая девушка»
4 апреля
ТЮЗ им. Брянцева и театр Post (Петербург) в школе Photoplay (зал Newton)


Режиссер Дмитрий Волкострелов — тот самый, кто поставил десятиминутный опус «Солдат», претендующий на премию в номинации «Новация». Но если «Солдат» по тексту Павла Пряжко состоит из одной фразы и больше походит не на спектакль, а на сеанс медитации, то «Злая девушка» — почти обычная постановка малой формы. «Почти», потому что обычных Волкострелов не ставит. 31-летний москвич,учившийся режиссуре у Льва Додина (на его дипломе мэтр, кажется, так и не пожелал поставить подпись), Волкострелов за пару сезонов стал одним из самых модных режиссеров Питера, а потом и Москвы. Своим главным драматургом он считает минчанина Павла Пряжко — и смело экспериментирует с его текстами. Кроме «Солдата» во внеконкурсной афише нынешней «Маски» показали его проект «Я свободен» (читайте рецензию на спектакль на нашем сайте). Представление длилось час, все это время режиссер в прямом смысле транслировал послание драматурга: то есть он стоял с ноутбуком у пульта и демонстрировал слайд-шоу, которое снял для него Пряжко. Покосившаяся автобусная остановка, мокрый осенний парк, чья-то собака, пансионат со всеми приметами утлого советского быта… Сам Пряжко в кадре не появлялся, но любительские снимки передавали его взгляд на окружающую реальность.

Спешим успокоить читателей: в «Злой девушке» ничего такого не будет. Эта пьеса Павла Пряжко имеет сюжет и текст, который разыгрывает не один человек (как в «Солдате»), а группа молодых питерских актеров. Художник Ксения Перетрухина поместила героев в типичное икеевское пространство — ведь это типичные молодые люди, чьи интонации и отношение к жизни в спектакле переданы с фотографической точностью.

фото: пресс-служба «Золотой маски»