Премьера балета «Майерлинг» Кеннета Макмиллана погружает во времена Австро-Венгерской империи.

Не только в жизни, в музыкальном театре тоже важны правильные ориентиры. МАМТ уже второй сезон держит курс на британские традиции. В прошлом сезоне он выстрелил очень стильным «Сном в летнюю ночь» Бенджамена Бриттена с анг­лийской же постановочной командой (режиссер Кристофер Олден, дирижер Уильям Лейси). Сейчас представит роскошную трехактную сагу от анг­лийского хореографа Кеннета Макмиллана — балет «Майерлинг».

Балет этот самого правильного происхождения — королевского. В вегетарианские 70-е годы прошлого века знаменитый английский хореограф и тогдашний шеф Королевского балета Ковент-Гарден Кеннет Макмиллан прочитал книгу о наследнике Австро-Венгерского престола, сыне императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы кронпринце Рудольфе. Как и судьба кронпринца, чтение оказалось захватывающим: благочинный австрийский двор кипел страстями. Старейшая в Европе королевская династия Габсбургов из последних сил сдерживала в руках империю, а параллельно интриговала, любила, ненавидела, предавалась порокам и азартным страстям. Австрийский двор стал объектом внимания английского балетмейстера, а уж англичанам — вспомните Шекспира — подобные исследования отлично удаются. Больше всего хореографа занимала странная смерть наследника престола Рудольфа в замке Майерлинг. О ней уже написали множество научных исследований и бульварных романов, сняли фильмов и спели баллад. Но только Макмиллан решил, что загадка достойна балета.
Хореограф счел, что лучше всего подойдет для балета музыка австро-венгерского композитора Ференца Листа, лично знавшего героев истории. Три десятка опусов Листа оркестровал для Макмиллана его коллега, главный дирижер Королевского балета Джон Ланчбери. Единственное «но» — подвело либ-ретто. Рыхлое, перенаселенное двумя с половиной десятками персонажей, оно осложняет спектакль подробностями в духе «Кто это?» и «Кто кому сказал?», подходящими мыльной опере, но не балету. Но Макмиллану показалось, что именно это ему и нужно.
Дело в том, что сэр Макмиллан стал классиком британской хореографии именно как автор драмбалетов. Он был в числе многих и многих, потрясенных в пятидесятые годы прошлого века эпическим «Ромео и Джульеттой» Леонида Лавровского, вывезенным Большим театром на гастроли в мир. Легендарный «бег Улановой» и клятвы у алтаря убедили его в том, что балет непременно должен рассказывать какую-то историю. Желательно — с подробностями, иначе что же в ней хорошего. В результате сцену в «Майерлинге» заселили принцы и фрейлины, генералы и графы, кузены, друзья и любовники, в которых легко запутаться. Здесь же щепотка политики, ведь в Австро-Венгрии времен Майерлинга орудуют венгерские борцы за свободу со всеми присущими им чардашами.

Притом балет тщательно построен, и массовые сцены балов толково перемешаны с дуэтами и соло. Только что — шум, гам, мельтешение придворных, а тут уже интимная история в спальне кронпринца. Принято считать — и с этим трудно не согласиться — что последние удались классику гораздо лучше. В чем тут причина, в его личном прозрении или в традиции английской актерской школы с ее изощренным психологизмом, остается вопросом. Но в любом случае портреты главных героев выписаны в динамике и с изощренной точностью: блистательный наследник престола превращается в горячечного неврастеника, а его любимая 17-летняя красавица Мария Вечера — в одержимую смертью фанатичку. И все это, заметьте, только средствами классического балета.

Премьера с успехом прошла в 1978 году в Лондоне, потом в Метрополитен в Нью-Йорке, ушла в путешествие по миру. А 29 октября 1992 года Королевский балет возобновил показы теперь уже знаменитого балета. Московская публика видела «Майерлинг» на гастролях Королевского балета Великобритании, но в России его никогда прежде не ставили. Тем ценнее шаг МАМТа, выбравшего для афиши многоактный, многонаселенный, непростой для постановки спектакль. Сохранятся оригинальные сценография и достоверные костюмы императорской эпохи Н­иколаса Георгиадиса. Театр бросил на премьеру лучшие силы, заняты чудесные артисты: Наталья С­омова, Анастасия Першенкова, Кристина Шапран, стильный Георги Смилевски и знающий стиль К­овент-Гардена не понаслышке Сергей Полунин.