Лейла Гучмазова
18 марта 2013

«Майерлинг»

Премьера балета «Майерлинг» Кеннета Макмиллана погружает во времена Австро-Венгерской империи.

Не только в жизни, в музыкальном театре тоже важны правильные ориентиры. МАМТ уже второй сезон держит курс на британские традиции. В прошлом сезоне он выстрелил очень стильным «Сном в летнюю ночь» Бенджамена Бриттена с анг­лийской же постановочной командой (режиссер Кристофер Олден, дирижер Уильям Лейси). Сейчас представит роскошную трехактную сагу от анг­лийского хореографа Кеннета Макмиллана — балет «Майерлинг».

Балет этот самого правильного происхождения — королевского. В вегетарианские 70-е годы прошлого века знаменитый английский хореограф и тогдашний шеф Королевского балета Ковент-Гарден Кеннет Макмиллан прочитал книгу о наследнике Австро-Венгерского престола, сыне императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы кронпринце Рудольфе. Как и судьба кронпринца, чтение оказалось захватывающим: благочинный австрийский двор кипел страстями. Старейшая в Европе королевская династия Габсбургов из последних сил сдерживала в руках империю, а параллельно интриговала, любила, ненавидела, предавалась порокам и азартным страстям. Австрийский двор стал объектом внимания английского балетмейстера, а уж англичанам — вспомните Шекспира — подобные исследования отлично удаются. Больше всего хореографа занимала странная смерть наследника престола Рудольфа в замке Майерлинг. О ней уже написали множество научных исследований и бульварных романов, сняли фильмов и спели баллад. Но только Макмиллан решил, что загадка достойна балета.
Хореограф счел, что лучше всего подойдет для балета музыка австро-венгерского композитора Ференца Листа, лично знавшего героев истории. Три десятка опусов Листа оркестровал для Макмиллана его коллега, главный дирижер Королевского балета Джон Ланчбери. Единственное «но» — подвело либ-ретто. Рыхлое, перенаселенное двумя с половиной десятками персонажей, оно осложняет спектакль подробностями в духе «Кто это?» и «Кто кому сказал?», подходящими мыльной опере, но не балету. Но Макмиллану показалось, что именно это ему и нужно.
Дело в том, что сэр Макмиллан стал классиком британской хореографии именно как автор драмбалетов. Он был в числе многих и многих, потрясенных в пятидесятые годы прошлого века эпическим «Ромео и Джульеттой» Леонида Лавровского, вывезенным Большим театром на гастроли в мир. Легендарный «бег Улановой» и клятвы у алтаря убедили его в том, что балет непременно должен рассказывать какую-то историю. Желательно — с подробностями, иначе что же в ней хорошего. В результате сцену в «Майерлинге» заселили принцы и фрейлины, генералы и графы, кузены, друзья и любовники, в которых легко запутаться. Здесь же щепотка политики, ведь в Австро-Венгрии времен Майерлинга орудуют венгерские борцы за свободу со всеми присущими им чардашами.

Притом балет тщательно построен, и массовые сцены балов толково перемешаны с дуэтами и соло. Только что — шум, гам, мельтешение придворных, а тут уже интимная история в спальне кронпринца. Принято считать — и с этим трудно не согласиться — что последние удались классику гораздо лучше. В чем тут причина, в его личном прозрении или в традиции английской актерской школы с ее изощренным психологизмом, остается вопросом. Но в любом случае портреты главных героев выписаны в динамике и с изощренной точностью: блистательный наследник престола превращается в горячечного неврастеника, а его любимая 17-летняя красавица Мария Вечера — в одержимую смертью фанатичку. И все это, заметьте, только средствами классического балета.

Премьера с успехом прошла в 1978 году в Лондоне, потом в Метрополитен в Нью-Йорке, ушла в путешествие по миру. А 29 октября 1992 года Королевский балет возобновил показы теперь уже знаменитого балета. Московская публика видела «Майерлинг» на гастролях Королевского балета Великобритании, но в России его никогда прежде не ставили. Тем ценнее шаг МАМТа, выбравшего для афиши многоактный, многонаселенный, непростой для постановки спектакль. Сохранятся оригинальные сценография и достоверные костюмы императорской эпохи Н­иколаса Георгиадиса. Театр бросил на премьеру лучшие силы, заняты чудесные артисты: Наталья С­омова, Анастасия Першенкова, Кристина Шапран, стильный Георги Смилевски и знающий стиль К­овент-Гардена не понаслышке Сергей Полунин.

Отзывы о ««Майерлинг»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

14 декабря (пт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 14 декабря (пт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.