Яркую и неординарную Агнию Кузнецову знают, в основном, по ролям в фильмах Алексея Балабанова ( «Груз 200») и Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь»). К слову, совсем скоро на экраны выйдет еще одна картина Германики с участием актрисы (рабочее название ленты «Да и да»). На сцене же Агния появляется нечасто. В преддверии спектакля «Кеды», «Ваш досуг» встретился с актрисой в театре «Практика» и узнал, что она думает о современных героях, модных жизненных ценностях и... счастливой жизни.

, в театре тебя не так много. Почему ты согласилась на роль в «Кедах» Руслана Маликова?
Главная тема, которая меня вообще занимает в театре — современные истории. Люблю новую драматургию, современные тексты, молодых режиссеров. Мне нравится, когда публика в театре молодая. «Кеды» — произведение как раз для них. Оно написано моей сверстницей. Ее зовут Любовь Стрижак. Это безумно интересно, когда во время репетиций ты можешь пообщаться с драматургом. Ты же не можешь Булгакову позвонить, или Чехову. А Люба была на всех наших репетициях. У Руслана Маликова была идея увеличить женские роли. Не просто, чтобы текста побольше, он хотел именно линию сделать значительнее. И Люба прямо по ходу репетиций, глядя на нас, дописала монологи. На меня лично, к примеру, написан монолог. Разве это не круто? Кстати, в нашей редакции спектакль оригинален. Во-первых, это первая постановка пьесы. Во-вторых, она сильно отличается от оригинала.

«Главная тема, которая меня вообще занимает в театре — современные истории»

«Кеды» в постановке питерского On.Театра покажут на «Золотой Маске».
Неудивительно. Я уверена, что «Кеды» буду ставить другие театры. Хотя сначала пьеса производит впечатление поверхностной вещи. Показана жизнь людей, в которой толком ничего не происходит, и все вроде в порядке. Нет такого, чтобы герой, как Гамлет, решился отомстить, или, как Треплев, застрелиться. Но зритель смотрит на такого вот не-героя и понимает, что его жизнь точно так же пуста и бессмысленна. Что он не герой, блин. И ему становится страшно.

Тебе самой знакомо это ощущение?
Конечно. Иногда думаешь, как все драматично в жизни у меня происходит. А потом почитаешь пару биографий каких-нибудь не очень выдающихся артистов и выясняется, — у них в жизни ситуации куда серьезнее случались. Ничего оригинального в моей жизни нет, и ничего такого особенно не происходит. Эта обычность, обыденность наводит ужас. И обычность нашего Гриши (главный герой пьесы «Кеды» — прим. Ред.) тоже наводит.

«Ничего оригинального в моей жизни нет, и ничего такого особенно не происходит»

Что тебе, как актрисе, хотелось бы от зрителя?
Хочу, чтобы зритель получил то, за чем пришел. Если он пришел в театр расслабиться, пусть расслабится. Если посмотреть модную постановку, пусть он ее и увидит. А если пришел думать — пусть будет, над чем. Чтобы произошла акция, чтобы вообще хоть что-то произошло. Для меня театр в любом случае зрелище.

Расскажи о своей героине тусовщице Тане.
Она ждет любви, как все молодые девочки. И не знает, а что зацепиться в жизни. Еще она тратит очень много сил на то, чтобы выглядеть окей. Чтобы все думали, у нее все в порядке в жизни. Я таких девочек много встречала . У меня и у самой были периоды, когда я старалась, чтобы все думали, у меня все круто. В этом, наверное, есть смысл актерской профессии.

В одном из интервью ты сказала, что русский репертуарный театр уже умер...
Я сама работала в репертуарном театре, но недолго. Мне не подходит это, как система. А по сути... По сути русский театр — лучший в мире. Я видела спектакли 30-летней давности,

и знаю, это может быть невероятно круто. Кроме того, посмотрите, какое сегодня театральное брожение началось. С кино ужас какой-то творится, а в театре, напротив. Открылся Гоголь-центр, возрождаются театры — Маяковка. Вахтангова, ладно, даже ермоловский...Премьера за премьерой...Просто лично мне интересны не площадки, как таковые. А отдельные проекты. Я считаю, актер должен приходить к конкретному режиссеру на конкретную роль.

«Актер должен приходить к конкретному режиссеру на конкретную роль»

С кем из режиссеров ты бы хотела поработать?
С Анатолием Васильевым. С Римасом Туминасом. Я пересмотрела много его спектаклей. «Дядя Ваня»...«, «Троил и Крессида», «Маскарад»... Всё потрясающие вещи. Я сама закончила Щуку, у меня много друзей среди вахтанговцев. И скажу, что сначала я видела один театр. А через год, после прихода Туминаса, совершенно другой. Это впечатляет.

Ты можешь прийти и сказать «возьмите меня на роль». Или тебе не свойственно просить?
Все зависит от ситуации. Если бы появился такой спектакль, я бы, наверное, смогла прийти и убедить режиссера, что роль моя. Почему нет? А так — «возьмите в театр» — это бесполезно. В театр нужно приходить на роль.

«Самые хлебосольные, гостеприимные и простые люди. Вот так я определяю сибиряков и себя»

В «Практике» тебя заинтересовала уже вторая роль.
Третья. Здесь у меня есть любимый спектакль «Девушка и революционер». Теперь вот произошли «Кеды». А в конце марта будет ввод в спектакль «Жизнь удалась». Я теперь вроде как актриса театра «Практика» (смеется). Хотя и не люблю подобных определений-штампов. Хочу, чтобы очень хитро все было. Но «Практику» уважаю. Меня сюда занесло как-то вдруг. И я этому рада.

Что думаешь по поводу назначения Ивана Вырыпаева на место худрука?
Думаю, что это круто. Ваня — талантливый драматург, режиссер. И я, безусловно, люблю его оригинальные тексты. К сожалению, поработать вместе нам пока не удалось, но кто знает. Я где-то читала, он за то, чтобы спектакль ставился, шел несколько месяцев подряд и исчезал. Полностью согласна с такой позицией.

Агния, ты родом из Новосибирска. Чего тебе не хватает в Москве? Что есть только в родном городе?
Я езжу в Новосиб пару раз в год — к маме, к брату. Недавно, чтобы сделать фотосессию для одного журнала, мы ездили по местам моего детства. И я поняла, мне не хватает людей из родного города. Люди определяют энергетику места. В Москве энергетика смешанная — много других национальностей, приезжих. Собственно, мы все тут приезжие. Поэтому столько напряжения.

«Счастья не существует. Но счастливую жизнь можно придумать»

А ты чувствуешь себя сибирячкой?
Мне кажется, да (смеется)

И что, на твой взгляд, отличает сибиряков?
Это люди, которые выросли в холоде, поэтому они такие, какие есть. В первом разговоре могут показаться резкими, даже грубыми. Всё у них происходит сходу, без обиняков. Но когда поближе познакомишься с ними, понимаешь — это самые хлебосольные, гостеприимные и простые люди. Вот так я определяю сибиряков и себя (смеется).

«Я в первый раз в жизни и, может быть, в последний, выступаю в амплуа лирической героини»

Что для тебя значит счастливая жизнь?
Этого не существует. Совершенно точно. Но счастливую жизнь можно придумать. Это, когда ты делаешь то, что тебе нравится. Или когда влюблен. В общем, когда хотя бы на короткое время ты принимаешь мир таким, какой он есть.

Давай поговорим о кино. Где ты сейчас снимаешься?
Про сериалы говорить не хочу. А с кино... Жду, когда выйдет в прокат фильм Георманики «Да и да». Начнется фестивальная жизнь. Это очень важная для меня работа. Я в первый раз в жизни и, может быть, в последний, выступаю в амплуа лирической героини. Фильм о первой любви. Конечно, роль специфическая (подробности не хочу озвучивать), но все же она точно не из категории «трудный подросток, который все отвергает». Мне пришлось многое в себе преодолеть, чтобы что-то получилось.

«Есть люди, которые ищут себе чего потруднее. Вот это я»

Как ты сама относишься к своей работе в кино и театре?
Критикую. Похвала вообще непродуктивна, я считаю. А профессиональная критика на меня не действует. Задевает только та, что я слышу во время репетиций в театре. Репетиции — это всегда преодоление. Для тех кто хочет идти в театральный вуз, скажу — нет ничего легкого в этой профессии.

Если все так трудно, столько недостатков, почему ты выбрала именно актерскую профессию?
А разве «трудно» это недостаток? Для меня лично это главное достоинство профессии. Есть люди, которые ищут себе чего потруднее. Вот это я (смеется).

«Я выросла на Достоевском»

А если кто-то из твоих близких захочет стать актером? Брат, например?
Какое счастье, что брат у меня не хочет в актеры. Мужчина-актер — это ужасно... Хотя им везде приоритет. И снимаются они больше, и платят лучше. И роли все пишут на них. Серьезно. Но как отцы, мужья — кто угодно, только не актеры. А так, мальчиком в в театре и кино быть хорошо. Если бы у меня была возможность выбирать пол при рождении, вы бы сейчас говорили с мальчиком (смеется).

Ты везде называешь Валерию Гай Германику и Алексея Балабанова «богами». Чем именно ты восхищена?
В этом ряду появилась третья фамилия. Бориса Хлебникова. Человека с удивительно тонким чувством юмора. А чем я восхищаюсь во всех троих... пожалуй, их всех объединяет бескомпромиссность в решении творческих задачах. Они выбрали тему и очень точно ей следуют. Не подстраиваются под других. Никогда.

«В российской киноиндустрии не может быть звезд»

Сама режиссером не думала стать?
Нет. Это штучная профессия. Человек, обладающей высшей мыслью, идеей. А артист.. их много. И хороших много тоже.

Тебе никто не говорил, что ты говоришь и думаешь, как человек старше своих лет?
Возраст — это то, что придумал человек. Что-то вроде песочных часов, чтобы посматривать, сколько осталось. Но лучше не посматривать (смеется). Это такой же бред, как отмечать дни рождения. Я вот не отмечаю. Я Новый год отмечала 16 декабря. Праздновать что-либо стоит только тогда, когда есть настроение.

У тебя образ бесстрашной и сильной девушки. Чего ты боишься?
Одиночества, потому что к нему невозможно приспособиться. Можно только придумать себе другую жизнь. Чем мы все, актеры, и занимаемся.

Но со стороны кажется, твоя жизнь — мечта. Захотела и стала знаменитой актрисой. Ты относишься к себе как к звезде?
Я не понимаю, что это такое. По-моему, в российской киноиндустрии не может быть звезд. Мало денег платят. Звезда, — это когда сама не ходишь в магазин. Хотя бы.

К чему ты стремишься?
Я стремлюсь не стать сволочью. И это, пожалуй, всё.


Блиц

Что у тебя играет в плеере?
Группы «Ундервуд» и «Обедве» (смеется).

Кто твои друзья?
Талантливые люди. И не важно, в какой области. Даже талант жить не всякому дан.

Что тебя привлекает в людях понятно. А что отталкивает?
Вранье. И когда жалуются.

Как ты проводишь свободное время?
С некоторых пор стало нравиться собираться с друзьями дома. Знаете, такой возврат в прошлое. Когда там на кухнях сидели? ((смеется)

Как ты отдыхаешь?
Отдых — это когда можно переключиться. И обязательно уехать из Москвы. Куда-нибудь, хоть на Байкал. Хоть на съемки, лишь бы в другое место.

Какой спектакль и кинофильм привлек твое внимание в последнее время?
В театре совсем не бываю. Желания нет. А кино... Однозначно фильмы Леоса Каракса. Он сумасшедший и восхитительный. Я мечтаю у него сниматься.

Тебя привлекает идея сниматься за рубежом?
Безусловно. В Союзе актерам нельзя было ни сниматься, ни выезжать. Натуральная тюрьма. Сейчас это уходит в прошлое. Юлия Снигирь, Светлана Ходченкова снимаются в Голливуде. Надо этому очень радоваться, я считаю. Красивые талантливые актрисы. Они что, чем-то хуже американок?

На что тебе не жалко тратить время и деньги?
На путешествия. И на книжки.

На каких книгах ты выросла?
На Достоевском. К 14 годам я прочитала его всего. И думала, что так пишут все писатели. Когда я стала читать других, я очень удивилась. Достоевский и сегодня мой самый любимый писатель. Периодически я перечитываю «Братьев Карамазовых». И еще люблю «Скверный анекдот».

Последняя книга, которая порадовала?
Энди Уорхол «Попизм». Про 60-е годы в Америке.


фото: интеренет-источники и архив журнала